четверг, 29 июня 2017 г.

Из жизни

День начался хорошо, а закончился...
Я сегодня получила грустное письмо.
Тихий такой звоночек...
Какие бы мы ни были, молодые девушки или женщины среднего возраста, как бы себя ни чувствовали, какими бы пессимистами или оптимистами ни были, мы все движемся в одну сторону.
Никому ещё никогда увильнуть-свернуть с этого пути в ту самую сторону не удавалось.
Идём мы в том направлении по-разному, кто вприпрыжку, кто отклячив зад и волоча ноги, кто с достоинством, кто без него, кто с песней по жизни, кто бурча под нос, что все там будем.
Звоночек, однако не только и не столько об этом, а о том, что...

Конверт из канадского Торонто был ожидаемым, то есть я предполагала, что Кристина ответит на мою открытку.
Но, открыв его, я увидела не открытку, а лист бумаги с напечатанным текстом. Сразу подумала про плохое.
Кем подписано? Мужем Кристины. Очень плохое предчувствие.
Прочитала. Нет, не самое плохое.
Потом услышала сама себя - что лучше бы самое плохое, чем это не самое плохое.
Это - Альцгеймер.

Кристину я встретила давно в Китае, находясь там по своего рода обмену.
Она учила китайских студентов английскому и разрешила мне приходить на её уроки.
Была ещё одна канадка, Энн. К той я тоже ходила на занятия, но душевных отношений у нас не сложилось.
Я, мне казалось, даже раздражала её иногда своим  неправильным произношением.
А откуда тому правильному произношению быть, если нас учили в основном читать, писать и переводить, а не произносить правильно.
Никогда не забуду, как Энн, приблизив своё лицо к моему, демонстративно, чтобы я хорошо, раз и навсегда, рассмотрела, высовывала свой язык, прикусывала его верхними и нижними зубами и прозиносила th.
Th.... Th.... Th... - повторяла она несколько раз.
Китайские студенты смотрели на меня то ли как на дурочку, то ли сочувствовали, я не могла понять.
Пишут, что в русском языке звук th, звонкий или глухой,  напоминает в и ф соответственно. Мой th звучал не по-английски и не по-русски. Он звучал как з (ззззззз).

Кристина была канадкой  польского происхождения, Энн - английского.
Кристина сразу взяла меня под своё крыло, помогала советами, подсказывала, как ориентироваться в университетском кампусе и китайской культуре в целом.
После того, как мы разъехались, мы ни разу больше не виделись, но регулярно, на Рождество обязательно, обменивались открытками (она часто выбирала для меня с русскими или славянскими мотивами), а также нечастыми письмами, звонками и е-мэйлами.
Я всегда чувствовала её доброе, какое-то почти материнское ко мне отношение и заинтересованность в моей жизни.
Последняя рождественская открытка была не такая, как всегда. Очень короткое поздравление.
И вот это письмо от её мужа. Уже в 2010 году, оказывается, был диагноз - деменция, а сейчас - и Альцгеймер. Ни с кем не контактирует, потому что не помнит.
Я даже не знаю, сколько ей лет.  Под 70?
Интеллигентная, умная, художница, ткачиха, активная физически и умственно, выставки её фото- и ткацких работ в музеях....
Ну откуда такая напасть на этот неленивый, деятельный, творческий мозг?
Её отец тоже страдал болезнью Альцгеймера в последние годы. Наследственность?

Звоночек...
Не конец страшен. А такое состояние.
Я закрываю журнал и выключаю ТВ, когда вижу/слышу, как ох сколько же их взялось в последние годы, всякие учителя-гуру-инструкторы-и т.п. врут, что старость не страшна и по качеству лучше молодости.
Врут. Потому что это источник дохода. Напугаешь старостью - в тебя тапочком запустят.
А приятное слушают и платят денежку.
Оптимистом быть надо, согласна, мозг тренировать надо, радоваться каждому дню надо, учиться новому вне зависимости от возраста надо, но быть этакой улыбающейся куколкой и говорить, что старость - самое лучшее время...
Пусть говорят это кому-нибудь другому.
Смерть не страшна. А деменция страшна, и Альцгеймер страшен.
Особенно когда помнишь бабушку, не узнающую тебя, и других родственников, хоть и не самых близких.
Очень хочется надеяться, что когда-нибудь, лучше раньше, чем позже, законодатели примут закон, уважающий волю человека - "Когда опустится туман, уважаемые, сделайте укольчик..."
Я уверена, и Кристина бы этого хотела.

Сидела с этим письмом в руках на скамеечке перед домом и плакала. За неё обидно.
****
Я сделаю пост о прекрасном саде, очень скоро, я обещаю.

***Copyright 2017 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

40 комментариев:

  1. Таня,проняла до слёз...
    Что сказать-лучше мы уже не станем.Что впереди? И как все сложиться? У меня нет ответа на эти вопросы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда.
      Но всё-таки будем стремиться стать лучше - и физически, и духовно. Ведь если нет, то тогда точно мхом покроемся и заплесневеем...
      Хорошей недели и хорошего июля!

      Удалить
  2. "Делай, что должно, и будет, что будет..." Не грусти, Танечка))) И да, сад и собачек в студию!))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Делай лучшее, на что способен. Спасибо, Маргарита.

      Удалить
  3. Танечка - :((( Грустно очень :((( Спасибо, что поделилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо. Выговоришься - и иногда помогает.

      Удалить
  4. Врут, что старость лучше молодости...ВРУТ,согласна! Не лучше...
    Спасибо, что поделилась, грустно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо. Как говорит ММ, если бы мне молодому да сегодняшние знания и опыт.... я был бы опасен...

      Удалить
  5. Тяжело видеть и чувствовать, что ты становишься не знакомым для близких людей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо. Такие люди - как что-то постоянное в твоей жизни, какой-то якорь, и когда они уходят, то ли насовсем, то ли вот в такой туман, то ты чувствуешь, что что-то пошатнулось, исчезла хоть маленькая, но одна из опор, и вместо неё - пустота.

      Удалить
  6. Вот в чем и вопрос - почему таких людей, активных творческих неленивых, постигает сия участь?
    Не хочется стать обузой для родных и для себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, твоё последнее предложение - вот, в нём и вся соль. Спасибо.

      Удалить
  7. Татьяна, очень сочувствую. Тут ничем не утешишь. Дорого человеческое общение. Рука, протянутая к тебе из общего, пусть и краткого прошлого.От нас ничего не зависит. Тяжело близким, сталкивалась, знаю. Беречь то, что есть. Сочувствую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила, за понимание и сочувствие. Радостно находить, тяжело терять.

      Удалить
  8. Вот про укольчик совсем не знаю. Не уверена, что это "лучше". Когда ты жив-здоров и думаешь, что если вдруг... то лучше укольчик, чтобы не обременять родных, себя не мучать, и прочая. Но когда понимаешь, что умираешь, то цепляешься за жизнь всем, чем можно (это я исключительно теоретически, как ты понимаешь). А если ничего не помнишь, и каждый день - как новый, то наверно вообще ничего не думаешь по этому поводу.
    это я так, мысли вслух, и ничего более... Сегодня мы думаем одно, а завтра, под влиянием обстоятельств, - другое.
    Сочувствую, Таня, это плохие новости. В любом случае у тебя остается память о хорошем человеке, который отнесся к тебе с вниманием и пониманием. Сколько лет прошло, а ты помнишь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо. Укольчик - это когда однажды тебе скажут, что ты последнюю неделю бродила в пижаме по улицам, терялась, пускала слюни за столом и никого не узнавала.

      Удалить
  9. "Ох уж эти звоночки", - пессимистично подумала я...
    Потом полистала годы жизни (и активной деятельности) известных математиков и уже оптимистично решила, что не все так плохо... Пошла повторять таблицу умножения...
    Кстати, в этом направлении, а именно, что надо постоянно напрягать память тренировками, предотвращающими такие болячки, и правда велись серьезные исследования. У меня подруга (50 лет) уже десять лет как постоянно учит стихи и поэмы. Тоже попробовала, но с поэмами не сложилось. Формулы куда как лучше, да и в профессии пригодятся. Активного здоровья всем нам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина. Да, будем здоровы! Обидно, когда люди активны, но генетика берёт своё.

      Удалить
  10. Наверное нелегко получить такое письмо. Обнимаю тебя, Танечка

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя. Собираюсь с силами написать ответ Кристининому мужу.

      Удалить
  11. "... и старость горше всех земных обид."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, спасибо. Старость - одно, и она счастливой, конечно, бывает, а то, какие испытания она приносит, не всем, но многим - вот это тяжело.

      Удалить
  12. Таня, мои чувства понимания и благодарности тебе - за всё и обо всём, читаю и перечитываю, разговариваю с тобой, думаю о себе, о жизни вообще, и сегодня поверх заправленной постели аккуратненько возложила книгу-учебник, который не брала в руки ...шестой месяц пошёл как... И кое-что уже предприняла/активизировала - нет, не из-за страха, не в его силу, а в солидарность к тому, что ты написала - о ком и о чём. *Читаю комментарии, и подумалось мне, что вот - мы вместе в понимании и вроде бы как отзыв каждого - это созидательный импульс в мозгу/в жизнеспособности каждого письменно откликнувшегося.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа. Учебник обрадовался, что про него вспомнили!

      Удалить
  13. Таня, я в таком возрасте, что об этом думаю часто. У нас тут до уколов не скоро дойдёт и это меня просто убивает. Мне лично хочется уйти с достоинством, не мучая близких, а если боли, то и себя. Но вот живу и ищу мысленно свои собственные способы... Вот как жить с такими невесёлыми мыслями?
    А ты вспоминай Кристину такой, которую ты знала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люся, я тоже всегда думаю об этом - как все, наверное, хотели бы, чтоб их вспоминали не такими, как уже в самом конце пути. Спасибо!

      Удалить
  14. Таня, если бы ты не написала про Кристину, я бы нигде тут в блогах не сказала вот так: мне очень страшно. Очень.

    У моего папы была деменция, в последний год, ему было почти 90. Он путал меня с мамой, брал в руки вещи и не понимал, что с ними делать. Не сильно было выражено, мы не сразу и сообразили. С ним это произошло, ты удивишься - умер кот, которого отец очень любил. Мы испугались, когда увидели лицо отца: он смотрел на мертвого кота, как ребенок, растерянно и странно, как-то оттопыриы губу. С тех пор он был какой-то потерянный. Через год его добило, когда маму положили в больницу, а он все не мог понять, куда она делась, почему не суетится вкруг него, на даче ягоды, а она не носится с банками- вареньем.... Мы ему не хотели говорить про мамин рак, а он все равно как-то сразу понял: и - пошли сначала еще большие странности, потом и диагноз - деменция. Мне кажется, такие болезни - это старость плюс стресс, ярко выраженный или скрытое переживание. Надо как-то беречь себя. НО как....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, очень признательна, что ты написала о самом личном. Конечно, мы пишем в блогах бОльшей частью про хорошее, красивое и улыбательное, но у большинства из нас есть свои 'болевые точки'. Когда мы делимся, сознание того, что кто-то тебе не чужой прошёл через подобное, по зёрнышку собирается в какую-то копилку где-то в мозгу или в душе и в критический момент, мне кажется, может послужить поддержкой, подушкой безопасности. Спасибо тебе.
      Про кота очень понимаю. У моего папы был любимый кот, и когда он погиб, это был большой удар.

      Удалить
  15. Таня, начала писать комментарий-исчез! Приводила слова своей бабушки:"Чем карай, Боже, тем карай, но разума не лишай!" Сколько таких примеров в жизни, у моей дочери свёкор страдал от деменции. Не думаю, что он понимал, что происходит с ним...из здорового, умелого мужчины превратился в неразумное дитя. Мне думается, что заучивание стихов и таблицы умножения не поможет, или мало поможет. Есть замечательный фильм с Дж.Мур "Всё еще Элис"(по одноименной книге). Смотрела два раза-тема показалась злободневной, как умнейшая женщина стала жертвой этого заболевания. Потом "Дневник памяти" Н.Спаркса...Как-то сын у меня спросил:"Что такое рассеянный склероз? Это , когда совсем нет памяти?!" Нет, Альцгеймер значитально страшнее РС! Таня, хорошо, что поделилась(или расказала) об этой ситуации. Меня этот пост не оставил равнодушной, не могла не прокоментировать. Извините, если слишком пространно написала. Не понравится-можно не обнародовать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо. Как много людей, затронутых этим несчастьем! Слова бабушки, думаю, мы все искренне можем повторить. Тренировка мозга, возможно, от болезни не избавит, но может её отодвинуть, и это уже что-то. Поэтому не будем давать ему лениться, и блог в этом деле хороший помощник. Всего доброго! Славного июля!

      Удалить
  16. Таня,

    Очень грустно за Кристину.
    Да, совершенно unfair, что болезнь настигает таких активных людей. Всё время вспоминаю Питера Фалька и Анни Жирардо...как же такое может быть?!
    Страшная болезнь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо. Благодарим, радуемся и ценим каждый день, да?

      Удалить
  17. Наталия3/7/17

    Грустно... а самое главное, что никто не застрахован. Мой папа всегда был активным человеком, читал по 3 книги сразу: одну - для развития, вторую - для "расслабления", а третью - кто-то из коллег или друзей посоветовал. А теперь вот, после смерти мамы, начались проблемы. Не знаю как себя чувствует папа, но мне очень тяжело. Он не помнит любимых актеров, певцов; каждый раз смотрит фильм, который видел до этого раз 20, как первый раз. Каждый раз хочется плакать от увиденного. Например, берет персик, смотрит, пробует, а потом спрашивает: что это? Внешне нормальный человек. Кто с этим не сталкивался, ему не понять даже о чём мы говорим. Дай Боже всем нам сил "подстроиться" к нашим родственникам, любимым, друзьям, знакомым. Пока медицина, наука бессильны. Вывод: ничего не надо откладывать на потом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия, спасибо, что написали. К папе вашему сразу проникаешься симпатией. Читающий человек всегда вызывает уважение.
      Совершенно верно - кто не столкнулся, тот не знает и представить не может. Труднее всего тем, кто рядом, кто любит и никогда не перестанет любить. Но какое же испытание... Сердцем вас обнимаю. Берегите себя.

      Удалить
  18. Спасибо, Таня, что пишешь об этом. Это тоже жизнь, как ни печально.
    У моего отца прогрессирующая деменция, уже 3-й год. Готовлюсь ко всему. У нас в городе есть группы помощи для родственников таких больных, ведь родным тоже очень тяжело. Пока туда не дошла еще, пойду.
    Даже услышать от кого-то о подобном похожем опыте важно.
    Здоровья, мудрости и терпения нам всем и нашим близким.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, сочувствую! Даже не знаю, что сказать. И сделать-то ничего нельзя. Береги себя.

      Удалить
    2. Спасибо, Танечка. Спасибо за твоё отношение к жизни, за восприятие событий, за общение с нами на самые разные темы, и за этот пост.

      Удалить
  19. Грустно и печально, особенно когда это касается близких и дорогих тебе людей.
    Я работала в отделении для дементных и страдающих Альцгеймера, общалась с родствениками таких больных.
    С моей эмпатией было невероятно трудно признавать факт болезни, но нарастающий профессионализм расставлял точки над "и". Однако это только работать было со временем легче, а неизменный вопрос " почему" болезнь косит активных,умных, позитивных, физически крепких людей, лишает смысла стремиться
    к совершенству во всем. А вот жить жизнь сегодня и сейчас стараюсь учиться.
    У нас был сосед, муж хорошо его знал, как активного, хорошего специалиста, владеющего своей фирмой и буквально на наших глазах теряющего свой облик.
    Сочуствую, Таня!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, какая же это трудная работа, Галя! Даже трудно представить, чтО ты повидала. С виду у всех всё хорошо, а копнёшь - столько люди переживают, такие на них испытания выпадают, но этого часто не видно и не слышно. Здоровья нам всем!

      Удалить
  20. Таня, как я пропустила этот пост? Ты такую тему подняла! Не дай Бог никому! У меня в родне такого вроде не было пока, но про себя гарантировать не могу, честно сказать. и вот не быть для близких проблемой...
    где-то мелькали новости о новых исследованиях в этом направлении, но в нашей стране еще обезболивание не всем доступно, так что открытия дойдут не скоро, даже если и случатся. Болеть у нас нельзя.
    Сочувствую и разделяю твои мысли, Таня.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...