вторник, 4 апреля 2017 г.

Про сострадание

Пост написан 2 апреля.

Каждая мама помнит, когда её дитя сделало что-то в самый первый раз.
Оно, дитя, вообще никакого опыта к тому времени не имеет, у него всё ещё - белый лист.
Нет, конечно, не совсем белый. Первые дни, недели и месяцы жизни эта самая жизнь действует на него, он видит, слышит, чувствует, ощущает.
Но когда - бах! появляется что-то абсолютно новое, оно, дитя - в шоке. И вместе с ним - мама! Потому что дитя вдруг замирает, а потом на личике - какафония дотоле не виданных у него чувств!
Ну, вы поняли, о чём я.
Я отлично помню, как Д впервые попробовал банан, не смешанный с кашкой, а отдельно, в чистом виде.
Боже! Его лицо застыло, глаза уставились на того, кто кормил с ложечки, на папу.
До этого он во время кормления отвлекался, отворачивал голову, смотрел на игрушки, а тут попробовал и - полная остановка кадра! Чистейшее недоумение.

 Помню, как оба мальчишки впервые увидели травинку. Простую зелёную травинку, одну для каждого, которую я сорвала рядом с качелями, на которых их раскачивала.
Они взяли их своими крохотными пальчиками и смотрели на них, как на чудо, прилетевшее из другой галактики и упавшее с неба. Оооооооо.... Как зелёные человечки из 'Игрушечной истории'.
Ну и так далее. Много было всего в первый раз.

Сострадание. В словаре Ожёгова оно толкуется как жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
В других источниках сострадание - это одна из форм проявления человеколюбия, участливого понимания психического состояния другого человека.
Мне кажется, сострадание - это способность почувствовать чужую боль.
Никогда не забуду первый случай, когда мой деть проявил сострадание.
Мамы - понятное дело, они сострадают своим малышам беспрестанно, а вот наоборот?

Мама и малыши сидели на круглом коврике у камина. Он, коврик, у нас до сих пор есть, лежит в нашей ванной комнате.
Дети играли с разноцветными пластмассовыми кубиками или с какими-то другими детальками. И мама в какой-то момент заплакала. Горько-горько. Не смогла сдержаться.
Оба малыша застыли. На лице - полное недоумение, удивление, ошеломление, изумление.
Что-то происходило неожиданное, странное, чего они никогда не видели.
Воцарилась пауза.
Они не заплакали, не отвернулись, не продолжили свою игру, просто смотрели на неё.
Пауза была очень долгой. Потом К встал на четвереньки, подполз к ней и ... протянул ей свой кубик.
Единственное и самое ценное, что у него тогда было под рукой.
Надо сказать. что чувство собственности у них тогда уже существовало, и ни один из них не был в восторге, когда брат забирал у него игрушку.
Поэтому отдать другому человеку что-то своё было большой, не побоюсь этого слова, жертвой. Это во-первых. Во-вторых, это был первый признак того, что маленький человечек понял, что если кто-то плачет, его надо и можно утешить.
Надо сделать что-то, чтобы этот кто-то перестал плакать, чтобы ему стало лучше.
Это был самый первый случай, когда мой ребёнок проявил сострадание.

Семнадцать лет спустя.
Высокорослый, уже пользующийся бритвой деть, видит, как лицо сидящей напротив мамы искривляется некрасивой гримасой, и по её лицу текут слёзы. Зуб.
Д отводит глаза, утыкается ими в ресторанский стол, и на его лице написано страдание.
Маму нечасто увидишь плачущей, очень-очень редко. И если она не сдерживается перед детьми, значит, ей очень-очень больно.
Она сильная, значит, боль сильнее, чем её сила.
Отличный ресторан, отличная еда, хорошая компания. Но это уже ничего не значит.
Когда приходит время уходить, мама жестом просит сына подать ей её сумочку.
Он кладёт на сумку руку и еле слышно, почти одними губами, произносит: Я сам её понесу.
Вы знаете, что такое подросток, чтО значит для него мнение окружающих, особенно сверстников, что многие, очень многие из них проходят стадию, когда не хотят даже показываться рядом с родителями на людях.
Одна моя подруга вспоминала, как ей надо было просить разрешения у своего 16-летнего сына поцеловать его, даже дома, когда никто не видит.
И вот подросток готов нести на виду у всех дамскую сумочку!
Мимо мачо-парней и мимо симпатичных студенток, стреляющих своими озорными глазками. Это не тяп-ляп, скажу я.
Но дитё готово пожертвовать своим имиджем.
Нести сумку - не весть какая помощь, когда болит не рука, а зуб, но больше ведь ничего не сделаешь, ничем не поможешь. Но хоть что-то, хоть что-то сделать, хоть сумочку её понести.
Мелочь, понятное дело. Но это и есть сострадание, я так считаю.
Как-то встали эти два случая рядом. Кубик и сумочка.

***
Сострадание -  форма проявления человеколюбия.

***Copyright 2017 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

21 комментарий:

  1. Таня, как проникновенно! И все эти моменты свежи в памяти. И если в семнадцатилетнем сыне сострадание можно объяснить правильным воспитанием, то у малышей- врожденной благодарностью к маме? Крепкой связью, которую, оказывается, ощущают не только мамы. Про банан, вообще! Спасибо! У меня есть третий шанс- пронаблюдать эти процессы с внучкой. Мой сын очень сдержан в своих чувствах ко мне. А вот дочка- тигрица! Не дай Бог меня кто- то обидит. Я иногда забываю, кто из нас дочь, а кто мать. Спасибо за душевный рассказ. Так хочется сейчас именно таких воспоминаний.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! Третий шанс - это такой подарок! Радостных тебе наблюдений и открытий!
      Не помню, сколько лет, но я вела дневник. Сейчас просматриваю и хвалю себя, что писала. Банан и кубик, правда, запомнила и без дневника - такое было потрясение, и для них увидеть новое, и для меня увидеть новых их.
      Всего вам доброго, петербуржцы!

      Удалить
  2. Таня, замечательные у тебя мальчишки, вы в них с самого рождения вложили самое лучшее. Мне кажется, что вы (вся семья, я имею в виду) друг друга чувствуете настолько тонко, что дух захватывает.
    Надеюсь, что зуб твой уже чувствует себя прекрасно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо! Как ни крути, а ячейка наша, действительно, очень 'плотная'. Поскольку одного из малышей надо было во что бы то ни стало охранять от заболеваний и, следовательно, ограничивать контакты с внешним миром, мы были неразлучны очень долго. Плюс я кормила их тоже оооочень долго! Сроднились!
      Чувствую себя сейчас нормально, заканчиваю антибиотики, но зуб придётся отправить на заслуженный отдых... Спасибо.

      Удалить
  3. ...Как-то очень вовремя, хотя человечность всегда вовремя

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Хорошо ты сказала про всегда.

      Удалить
  4. Татьяна! Как трогательно! Спасибо за воспоминания и взрослых маленьких детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Люда! За твоё время и за твои слова.

      Удалить
  5. Таня,

    Хорошие у тебя мальчики! И, как Оля выше сказала, у вас тонкая взаимосвязь.

    Как твой зуб?
    Надеюсь, что всё уже в порядке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо!
      Завтра решат, когда зубу проводы будем устраивать. Здорово он меня...грррр... бомба замедленного действия была, разбудоражили его глубокой чисткой. Я даже не помню, когда у меня болели зубы. Кажется, в детстве. Спасибо за сочувствие!

      Удалить
  6. Таня, как ты умудряешься сопоставить что-то важное в жизни, проанализировать и рассказать об этом точно и ёмко?
    мудрость, наверное - вот и умудряешься,отвечаю я себе сама)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо! Если она и есть у меня, эта мудрость, то как бы хотелось, чтобы она пришла пораньше...
      А склад ума, видимо, у меня аналитический. По всяким научным опросам я - писатель (а внутренний голос на это сказал: ага, как актриса погорелого театра).

      Удалить
  7. Вспомнила и я, Таня! Совсем кроха, наша доченька, в случае когда я однажды (не помню уже с какой целью)притворилась плачущей - быстро вытащила у себя изо рта соску и попыталась засунуть в рот мне...
    Сострадание особое проявление душевных качеств. Вам с М.М. удалось привить сыновьям лучшие нравственные начала. Так приятно было прочитать об этом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Улыбаюсь! Представила картинку! Спасибо, Наталья!

      Удалить
  8. ТАНЯ! СПАСИБО!
    Надо и хочу коммент написать, отозваться, а слов нет, только сердце разговаривает с тобой и со всем миром.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо твоему сердцу и - здоровья! Обнимаю

      Удалить
  9. Очень трогательно и важно, что оно есть, сострадание, упало зернышком и взошло.

    ОтветитьУдалить
  10. Не совсем получилось по теме сообщения, но что-то меня немного в сторону увело.
    **
    Всё в первый раз – травинка и цветы,
    Всегда бывает в жизни то, что в первый.
    Любовь, и в ней любимая лишь ты,
    Что много лет, мне треплешь только нервы.
    Но я другой бы и не пожелал,
    Прожил с тобой бы веки вековые.
    За жизнь свою я многое познал,
    Но каждый день с тобою, как впервые.

    ОтветитьУдалить
  11. Таня, спасибо тебе. я очень дорожу такими твоими рассказами.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...