вторник, 17 мая 2016 г.

В саду Кристофера Ллойда - взгляд на знаменитый сад из-под моего зонтика

Хочу поприветствовать гостей с форума роз, форума цветов и с других сайтов.  
Рада вас видеть в своём блогодомике!
Ценю вашу скромность, вы приходите молча, деликатно, стараясь меня не потревожить.
Спасибо! 
Мне будет очень приятно, если вы представитесь, оставите отзыв.
Я - живой человек, не какой-то абстрактный коллектив, не журнал, не компания.
Блог - моё личное пространство, и закрытым я его сделать не могу только потому,  что тогда его смогут читать только 300 человек, по формату Блогспот, а у меня гораздо больше друзей, реальных и виртуальных.
Когда я вижу, что по блогу ходят сотни людей с того или иного форума, не оставляя ни слова,
мне становится как-то.... удивительно.
Представьте, что к вам в квартиру/дом зашли незнакомцы, всё рассматривают, ходят по комнатам,  обсуждают между собой, но вас, хозяйку, игнорируют,  не говорят вам ни слова и молча уходят.
Как-то странно, правда?
Поэтому я говорю вам Добро Пожаловать и приглашаю познакомиться.
Всего самого доброго вам и вашим садам!
***

Грейт Дикстер - дом и сад известного английского садового дизайнера Кристофера Ллойда (1921 - 2006). Тысячи садоводов, любителей и профессионалов, любят его всем своим сердцем, учатся у него и имеют одной из своих жизненных мечт (?) посетить его детище.
Мне он нравится, среди всего прочего, тем, что правила ландшафтного/садового дизайна он никогда не воспринимал как жёсткие и обязательные, делал в своём саду то, что хотел, невзирая на пресловутые 'схемы цвета' и т.п., экспериментировал, не боялся переделывать радикально уже имеющиеся уголки сада и верил в то, что сад должен быть таким, каким его хочет видеть хозяин.

Ну а теперь к фотографиям! Как всегда их много, слишком много! И, как было уже в знаменитом Сиссингхёрсте, шёл дождь! Но! Мне очень-очень повезло: целый час я бродила по саду одна... не считая служащих, стажёров и других людей, которые своими усилиями поддерживают сад в состоянии, которое соответствует вкусу, желаниям и мироощущению Кристофера Ллойда.
Дождь шёл, не переставая. Но я была счастлива. И потому, что в ЭТОМ саду, и потому, что одна. Метро, поезд, такси, и вот я, трепещущая от ожидания, у кассы с одиноким пожилым человеком.
Что он говорит мне через стекло? Жужжит трактор, девушка разворачивает его у самого входа в сад. Что? Сад... открывается... в 11. А сейчас? Я так хотела к самому открытию.... Сейчас ровно 10.
Не знаю, что было на моём лице, когда я услышала '11'. Но кассир, увидев на нём что-то, спешно сказал: Я вас запущу!
И запустил. И я попала  сюда....





Теперь я точно знаю, почему мой собственный сад часто выглядит абсолютно изумрудным, с такой яркой зеленью, что, кажется, её отредактировали на каком-то фото-редакторе. Это влажность! Именно из-за влажности, из-за дождя фотографии сада получились такими. Большинство из них я не изменила ни чуточку.
Сколько фотографий - слишком много? Отсеяла, отобрала, всё равно много. Будет второй пост.


Я - садовод-любитель, с ударением на любитель. И мой подход к посещению садов тоже очень любительский. Я не готовлюсь, не изучаю план сада, не читаю статьи о нём. Только читаю чуточку об истории сада. Не хочу, эгоистично, чтобы на моё восприятие влияло мнение других людей. Хочу быть абсолютно наивной!
Я даже не смотрю на листовку-карту, полученную при входе. Делаю первый обход, фотографирую, потом сажусь на скамеечку, знакомлюсь с планом и тогда уже иду по второму разу.


А вот сухая!


Этой стратегии я следовала в Sissinghurst,  Hidcote Manor Garden, Giverny и других (они перечислены на странице моего англоязычного блога 'Gardens of the World That I Visited').

Я не сравнивала Грейт Дикстер с другими знаменитыми английскими садами. Он схватил меня в первую же секунду, когда я зашла в его ворота, и не отпускал до самого конца,

Первый взгляд на дом Кристофера Ллойда

Оглядываюсь на вход в сад.


*
Как ещё его хочется назвать, этот сад, кроме 'прекрасный и удивительный'?
Неожиданный, роскошный, смелый, иногда сюрреалистичный с возвышающимся там и здесь гигантским укропом. Некоторые его уголки кажутся почти дикими, непричёсанными, даже какими-то бунтарскими.




 Мне понравились узкие тропинки. Читала не раз о 'правильности' и 'неправильности' садовых троп. Некоторые считают, что садовая дорожка должна быть достаточно широкой, чтобы два человека могли идти рядом. Ээээ.... А нельзя идти по одному, потом остановиться, повернуться друг к другу и поговорить?
Тропинки этого сада явно 'неправильные'! И как же хорошо я себя чувствовала, проходя по ним, иногда почти задевая склонившиеся к ним растения...
Ощущение бытия в саду, а не созерцания его со стороны.





Что поразило меня в саду, так же, как и в предыдущих английских садах, что огромный эффект достигается использованием самых обычных, традициионных растений. Есть, конечно, здесь и редкие, и новые виды, но куда ни глянь, везде они - тюльпаны, незабудки, манжетка, маки, примулы, водосборник, пионы и т.д. и т.п.



Что я чувствовала, бродя по саду?
Восторг, от первой минуты до последней...



Ощущение, что что-то особенное скрывается там, за углом или за аркой в зеленой изгороди... И это ощущение всегда оправдывалось!



Удовольствие от встречи со зрелыми, старыми деревами...




Детское чувство удовольствия от осознания, что в своём собственном саду я делаю что-то сходное - например, порой сажу высокие растения не на заднем плане, а на первой линии бодера, имею огромную лохматую кочку прямо посреди клумбы...



Растущую благодарность самым обычным растениям...



А вот место, где я прослезилась. Ну не сильно.... но глазки намокли. 



Здесь, когда я увидела эту магнолию.  Почему-то именно здесь до меня в полной мере дошло, что я совершенно одна в этом иконическом, волшебном месте.


 Вот здесь было какое-то двойственное чувство - что нахожусь в закрытом пространстве, из-за этих зеленых стен, и одновременно есть ощущение открытости из-за вида, что открывается вдали.


что люблю в фото наверху - игру уровней, все эти ступеньки, вертикальные и горизонтальные линии, и, на этом 'геометрическом' фоне - округлённые нежные лепестки, трогательные и романтичные.



 Ветки и цветы как-будто парили в воздухе. Я позволила себе пустить слёзку и сказала слова благодарности за счастье бытия в этом месте.

*
Садовые арки позволяют ухватить взглядом облако цвета там, вдали, которое манит к себе, как магнит:





Маки! Ох, эти маки! Кажется, разбросали семена хаотично, и они добавляют восторга к общему виду.
Как маленькие феи, прячущие свои личики от дождя и готовые хихикуть, когда он остановится.




Следующий кадр - разве это не волшебство? У меня затрепетало сердечко. Сейчас что-то произойдёт. В воздухе повисло ожидание. В воздухе пахнет романом. Разве нет? 



*
Сад не был бы таким же без этого фона зданий, оконных арок, черепицы, постаревшего дерева, камня и кирпича. Контраст преходящего, мгновенного и того, что кажется вечным, почти пронзителен. 


















Бодеры смешанные... Я не вижу смысла в разделении растений в зависимости от их привычек... Они все могут помогать друг другу. Таким образом, вы видите кусты, вьющиеся, устойчивые и нежные растения, однолетники и двулетники, все растущие вместе и вносящие свой вклад в садовый гобелен. /Кристофер Ллойд/





































 То, что зелено и свежо сегодня, будет бурым и сухим завтра. Это круговорот жизни и смерти. Один из уроков, которому учат нас наши сады. 


























Гуннера в вазоне!















 Вверху - вы заметили одинокий красный тюльпан? Не думаю, что без него картина была бы такой же.



















Будет продолжение.

***Copyright 2016 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

38 комментариев:

  1. Танечка, читала и смотрела этот пост под звуки нежной музыки, что играет у меня в комнате. Ощущения непередаваемые! Огромное спасибо за красоту и возможность испытать это всё в гармонии. Чудесница!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зоя, под музыку - это прекрасная мысль! Так и сделаю сама!

      Удалить
  2. Благодарю! Таня, я благодарю тебя и того доброго человека, для которого не существует формальности и он впустил тебя в сад. Меня захлестнули эмоции и я не стану сейчас перечислять все что меня тронуло, а этого так много, что пойду-ка я спать, вот прямо сейчас, в этом счастливом состоянии и предвкушении завтрашнего долгого большого удовольствия от возможности быть, благодаря тебе, Таня, в этом раю столько, сколько я захочу. Счастье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, мы с тобой попали на одну эмоциональную волну, я это чувствую!

      Удалить
  3. Междометия, восклицательные знаки и многоточия...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я их расшифровала и всё поняла!!!

      Удалить
  4. Как же мне понравилось! Таня, мне понравилось ВСЁ! ВСЁ-ВСЁ! Разглядывая фотографии я ощутила и разделила твой восторг... Особенно тронули меня ограждения и заборчики из необработанного дерева и первая (мокрая) скамеечка. Эти корявые прожилины так живо всколыхнули воспоминания о деревенском детстве и о моём дедушке, который сам делал такие лавочки, большие и маленькие, для всего своего многочисленного и разросшегося с годами потомства.
    Сад чудесен... Таня, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, и мой дедуля тоже мастерил всё сам. Я его совсем почти не помню, мала была, но стульчики-молоточки-досочки помню - мама всегда говорила, это мой папа сделал, и вот это для вас, внуков... Сад, который будит хорошие воспоминания - хороший сад!

      Удалить
  5. САД-МЕЧТА! очень красиво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Tasha, да-да, это была мечта его создателя, а теперь он нам помогает мечтать о наших собственных садах и сбывать те мечты!

      Удалить
  6. Таня,

    У меня сплошные знаки восклицания! :)
    Восхитительное место.
    Как тебе повезло, что тебя туда "впустили" раньше.
    Несмотря на дождь, ты смогла сделать столько фотографий. К р а с о т а !

    Маки очень-очень тронули...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я ведь встала ни свет-ни заря, на поезд успела минута в минуту, автобус только что ушёл, да и сказали, что он идёт больше часа к саду, так что взяла такси и была так рада, что прибыла к цели вовремя, и когда осознала, что целый час до открытия сада.... видимо, моё лицо кассира испугало, ха-ха!
      Маки - вишенка на пирожном, маленькая, но такая важная деталька!

      Удалить
  7. Татьяна, спасибо за прогулку по сказочному саду! От твоих фотографий веет спокойствием и тишиной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, это потому что народу нет! И утро, опять же - самое тихое и спокойное время. Сказка, да и только. Но потом видишь, как служащие работают, и понимаешь, что за сказкой - время и усилие.

      Удалить
  8. Таня, я растерялась, не знаю, как там ты себя чувствовала одна, а как же поделиться эмоцией тут же, а как же разделить восхищение?!
    О каждом фото можно написать комментарий, а если в общем, то кажется, я сделала глубокий вдох окрылённости. Восторг от непричёсанности сада, какого-то волшебного микса и естественности каждой травинки и листочка, восхитительной гармонии цвета. Спасибо большое тебе, что показала этот сад!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, поделиться и разделить - это потом, а сначала ни-ни, никаких отвлечений, только ты и сад!
      Мне сказали, что 'декорации' меняют четыре раза за сезон - что-то убирается, что-то высаживается. После того, как отцветут тюльпаны, например, все луковицы выкопают, высушат и сохранят. Про цвет - Ллойд помог многим садоводам стать смелее в использовании цвета, расслабленнее, что ли, не бояться новых сочетаний, пробовать, и если результат не устраивает, пробовать что-то другое. Лена, окрылённость - это точно; хочется бежать в свой сад и закрутить что-нибудь этакое...

      Удалить
  9. Поразительно.Восхитительно.И в дождь это особенно прекрасно. Я получила огромное удовольствие от рассматривания фотографий. Придется в список мечт втиснуть еще одну.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. lalin7, втиснуть-втиснуть! Вы же в Европе живёте? Тогда должно втиснуться обязательно! Маршрут, конечно, не самый удобный, но всё в пределах достижимого: метро, поезд, автобус или такси. Желаю мечте сбыться!

      Удалить
    2. Ну,Израиль это почти Европа. А вот путешествуем мы много и перед дождем просто благоговеем. Так что мечта очень даже выполнимая. И ваш блог является источником вдохновения и кдадезем идей. Спасибо.

      Удалить
    3. Вам спасибо на добром слове! Приятных путешествий!

      Удалить
  10. Красота!! И я наконец-то поняла, где посею свои семена! Прямо по грядке с тюльпанами! Мне не нравилось. что когда они отцветут, грядка остается пустой, теперь будет цветение продолжаться! Спасибо, Таня, за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, очень хорошая мысль! Сей! Успеха!

      Удалить
  11. М-да!!!!Не зря ОН получил медаль славы Королевы Виктории!По моему,Ллойд и после смерти продолжает провоцировать садоводов?!И еще ,я не представляю эти чувства,перелив эмоций и каскад впечатлений,когда видишь его произведения,улочки,дом....историю....захватывает дух? И Дух Садовника живет,сбылась его маленькая мечта,сад стал местом встречи людей со всего мира!!!!!!
    Спасибо!
    Очень жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лика, да, его присутствие очень легко там представить. Большинство людей, что там работают/волонтирят, его знали и с ним работали. Тот же кассир, что меня запустил в сад, помнит его, сказал, что в последние годы он стал чуточку ворчливым, но это ж естественно. Саду 'повезло', что за ним продолжает ухаживать человек, который был первым помощником и настоящим другом Ллойда.

      Удалить
  12. Вот это САД! Какие заросли! Таня, я теперь понимаю, почему ты проходишь по саду по два раза. За один круг мозг не успевает. Я к тебе загляну еще раз. Это что-то фееричное. Одно сочетание тюльпаны и нетюльпаны чего стоит.
    Спасибо тебе, Таня-поэт. Это была очень романтическая прогулка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ой, и по два, и по три! А потом смотрю фото и как-будто всё вижу впервые. И ещё больше бы ходила, но наступает какое-то переполнение чувств и понимаешь, что лучше уйти в состоянии не усталости, а подъема, потом ехать в поезде и переваривать, и перед отходом ко сну думать, думать и ловить себя на том, что улыбаешься. Рада, что тебе по нравилось!!!

      Удалить
  13. Я здесь поселилась. зависну на какой-нибудь картине, отойду, потом вернусь несколько раз и только потом иду дальше. Вот и сегодняшнее утро (у нас дождливое уже который день) я снова здесь.
    Таня, вот все разглядываю воду , какой эффект от дождя - настоящий импрессионизм, а с кувшинками так ясно - Моне! Много было садов, что я полюбила, благодаря тебе, а сегодня этот мой самый любимый. Таня, пусть у тебя будет еще много возможностей влюбить меня в новые сады. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, сад такой удивительный, что я впервые (мне так кажется) поместила фото такого большого размера. Просто грех было бы пытаться показать его в маленьком формате. При этом думала и о тебе, как у тебя они загрузятся! Рада, что проблем нет(я так надеюсь)!
      Одна знакомая блогер писала, как до посещения этого сада она всё увлекалась пастельными тонами, нежными и спокойными, а этот сад изменил её цветовые предпочтения в корне. Не знаю, изменится ли что в моём вкусе, но этот сад произвёл на меня самое большое впечатление из посещённых мною английских садов. Хотя... в каждом были моменты, что называется 'до слёз'. Помню, например, как бегала в последние моменты по саду замка Арундел.
      Но следующий год, наверное, будет без Европы. ММ огорчён, но я, наверное, останусь дома - у мальчиков будет завершение школы, экзамены. Но приближается наш местный садовый тур!

      Удалить
  14. Изумительный САД, изумителен твой, Таня, фотовзгляд!
    Благодарности нет предела.
    Ухожу в состоянии, о котором ты сказала в коммент-разговоре; у нас глубокая ночь - вот, до прихода сна и буду представлять то, что ты дала возможность увидеть-узнать, и какая радость, что можно вернуться в твой Блог и всё увидеть вновь, и насладиться, и, возможно, утвердиться в самом-самом проникновенном для сердца, души, для покоя месте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я очень рада, что сад делает своё дело - доставляет людям радость - и через мой блог! Эмоциональная встряска нам всем нужна порою. А он встряхнул так встряхнул! ВСего доброго!

      Удалить
  15. Таня, СПАСИБО!!! Неужели это не сон? Сюда можно поместить всех моих любимых героев Голсуорси. Теперь я буду знать, что где- то есть такой сад, и декорации в нем меняются по сезонам. И пусть кто- то еще покажет нам осенний сад с хризантемами, поздними розами. Впечатление, эмоции, воспоминания. Художники, писатели, музыканты- вам сюда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я согласна - вдохновения этот сад даст каждому! Спасибо!

      Удалить
  16. Слов нет. Гуляю молча. Вся мокрая. Мечта и нереальность. Такого не может быть...или все же есть и делаем очередной круг по саду.... Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, вот и я думаю, а была ли я там? Может, галлюцинации? Поработаю в своём саду, приду, посмотрю на этот, опять в свой, потом опять на этот смотрю... Приворожил, однако!

      Удалить
  17. Танечка я тебя обожаю! За это вот потрясающее умение ТАК смотреть на мокрые цветочки-травки и ТАК уметь все это описать, что и правда все видится волшебным и красивым :))) Спасибо!!!

    очень красивые разные тюльпаны и красивущая магнолия...ммм...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катенька, ты меня растревожила... Спасибо на добром слове!
      Тюльпаны, такая жалость, в моем саду подвергаются угрозе - их любят олени! И белки выкапывают. Потому только в единичных количествах и в горшках. Всего тебе доброго!

      Удалить
  18. Невозможная красота! а ещё и увиденная твоими глазами - двойное удовольствие! Спасибище тебе огромное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, ох, красота! Сильное впечатление он на меня произвёл. Спасибо, друг!

      Удалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...