пятница, 26 июня 2015 г.

Сады замка Арундел, Англия


Сёстры! И братья тоже! Нам с вами очень посчастливилось! Мы у замка! 
Настоящего, древнего, неразрушенного! 
Да много этих замков, видели... - раздалось среди сестёр и братьев.
Но этот особый! Во-первых, он второй по величине в Англии. Виндзор первый, а этот второй. 
Во-вторых, в нём по-прежнему живут Норфолки!  Да, герцог и герцогиня!
Таких замков, в которых живут члены знаменитых древних семейств, не так уж и много. 
Арундел  - один из замков-долгожителей.
Ну а в-третьих, далеко не все потомки, живущие в родовых замках, восстанавливают сады и, тем более, открывают их для нас, смертных!


Я об этом замке ничего не знала. Его рекомендовал нам один из коллег ММ, англичанин.
Сад Хидкот (пост здесь) уже был в расписании нашего майского путешествия, нужно было что-то на второй день.
Хидкот я обследовала в одиночку, а в Арундел мы поехали вдвоём, после завершения совещаний ММ.
Приехали за пару часов до закрытия и на вопрос у входа, что будете смотреть - замок и сад или только сад, ответили - сад!
Замок, говорят, очень интересный, поэтому поставили его в планы на будущее.

А сады (их несколько: сад Эрла 14-го, розовый, белый, кухонный, цветник, пеньковый), как оказалось, привели меня в трепет. В такой трепет знаменитый, очень известный Хидкот меня не привёл, а по этому я бегала, чтобы успеть всё посмотреть, и в последние минуты возвращалась в наиболее понравившиеся места, чтобы глянуть ещё раз.
А почему?


Хидкот прекрасен, не спорю. Мечта каждого садовода - увидеть, побродить, запомнить, что-то перенять для себя. Но, попав туда, поймала себя на мысли: это я уже видела... ага, и это есть в таком-то саду, и вот это. Много было сходного у Хидкота, например, с Сиссингхёрстом. И не случайно - хозяйка одного училась у хозяина другого.
Сад же замка Арундел, с ударением на А, мне ничто не напомнил. Это был полнейший сюрприз!
Кроме того, поскольку Хидкот знаменит и я очень много читала о нём у авторов и садовых блогеров, у меня были определённые ожидания.
Думала, что ахну и так и не закрою рот, приеду домой, сровняю сад с землёй и начну всё заново. Ну, не так буквально, но ожидания были высокие.
В случае с Арундел кусок коры моего мозга, посвящённый ему, был как белый листик - ни ожиданий, ни полученной информации.
Ээээ.... думала я, очередной замок.... башенки, ров, деревца, пара цветочков, фонтаны, травка....
А тут тебе такое!
Плюс, плюс ещё один наиважнейший момент, но о нём попозже....



Итак, Западный Сассекс, замок Арундел. Основан в 1067 году. 11-ый век - ого-го! 
Потом ещё строили, пристраивали, в 1870-1890 значительно перестроили, и вот он - один из самых знаменитых примеров готической архитектуры Англии. С живущими в них потомками Норфолков.



Первоначально при замке был окружённый высокой стеной  кухонный сад, огород значит, а также лужайка, а ещё парковка для машин.
И вот в 2008 году при участии принца Чарльза на месте парковки торжественно открыли сад, посвящённый одному из владельцев замка, Эрлу 14-му.
За основу были взяты документы, рисунки отца английской классической архитектуры Иниго Джонса (1573-1652), который в начале 17-го века спроектировал сад для Эрла 14-го, а также виды сада, который проглядывается за спиной Графини Арундел на её портрете.

Wikimedia Commons

Плюс фантазия дизайнеров. Они создали сад, который  м о г   б ы   б ы т ь   во времена Эрла 14-го.
Он формальный, этот сад, но  к а к о й  формальный! Все строения в нём - павильоны, ворота, перголы, арки, скамейки, даже цветочные вазоны сделаны из дерева! Сказка!
Зелёный английский дуб, с высоким содержанием влаги в древесине, принимаюший со временем прекрасный зеленоватый оттенок.
'Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит...'

К сожалению, тюльпаны были на последней стадии...
Видела их фото в интернете в самый разгар цветения - удивительное зрелище!
А после них посадят агапантус (лилии Нила) - тоже великолепно!



Ну не прекрасен ли этот зелёный дуб? Не камень, не керамика, а тёплое, знакомое по детству дерево...










Высокая старинная кирпичная стена способствует созданию микроклимата, защищая субтропические и редкие растения от низких температур зимой.
Бамбук, папайя, магнолия грандифлора, пальмы, редкие папоротники и т.д. - бордер из этих растений, ассоциирующихся с тёплыми странами,  на фоне европейской архитектуры будоражит воображение!
Я всегда говорю, что красота - в контрастах. 





Некоторые теплолюбивые растения всё ещё были в пластиковых чехлах в середине мая.










Это Oberon's Palace. Его построили на каменной горке, засаженной пальмами, папоротниками и другими растениями. Когда-то Иниго Джонс создал такой для Эрла 14-го.
Внутри стены отделаны панно из мозаики и ракушек. Вода бьёт струёй под купол 'дворца'.
На верхушке струи танцует позолоченная корона.
Mы к этой короне ещё вернёмся.









Это папайя:
*
Большинство того, что было выше - это сад Эрла 14-го.
Теперь другой сад - Stumpery (от слова stump - пень).
Мне, как жителю тихоокеанского американского северо-запада, известно такое понятие, как 'сады на пнях'.
Штат Вашингтон - край древесный, пней много, народ любит садоводство, близкое к природе, натуралистическое, и использует пни для посадок в них, и вокруг них, растений.
Но увидеть царство пней при древнем английском замке...
Очень было удивительно!
Этому саду всего три года. Пни собирались со всех норфолкских владений.
Главный садовник Мартин Дункан согласовал идею сада пней с герцогом и герцогиней и вот он, на месте бывшей лужайки.


Эуфорбия, морозники, папоротники, примрозы, наперстянка, колокольчики...
Прекрасное жилище для бабочек, всяких полезных жучков и даже ёжиков!



Не совсем традиционная изгородь, да? Но перекликается с готическими башенками неподалёку.







Этот экземляр ещё находится в работе; что-то в него посадят.



Через окошко в изгороди я увидела прекрасные клумбы, но до того, как я до них добралась, меня ждал ещё один сюрприз!



.... отсюда начинаются сады, которые мне понравились больше всего...



Огород! Настоящий, рабочий, а не для забавы и видимости, огород!
Можно забрать девушку из деревни, но деревню из девушки забрать нельзя. Это и про меня.
Как я люблю красивые огороды!

И вот тут-то на нас свалилась такая хорошая, упитанная, знатная удача!
Дяденька, одетый в видавшую виды бобочку и поливавший что-то в теплице, оказался Главным садовником!
Я его спросила про цветочки, он ответил. Слово за слово, разговорились и удостоились чести пройтись по огороду, а потом и цветнику, с таким вот гидом.


Мартин Дункан работает при замке уже 6 лет. А до этого он был  садовником и ландшафтным дизайнером на Бермудах, во Франции, в частных английских и ботанических садах Англии, в саду короля Иордании и др. местах.
Очень приятный, простой, знающий, располагающий к себе джентльмен.





Сам по себе огород, со здоровыми, красивыми растениями и 'умными' подпорками, был хорош. Но на фоне величественных строений замка он смотрелся ещё лучше!






Если бы я была огородным пугалом, то хотела бы работать именно здесь!



Ну не чудесно ли: камень и дерево, массивность, громоздкость зданий и лёгкость,
изящность веток, сложность архитектуры и простота садовых элементов.
Контрасты, контрасты, контрасты....

Limnanthes douglasii (хи-хи, яйцо-пашот так называется это растение, а  я бы назвала яйцо в мешочек)


Подпорки для фасоли и др. из стволов и веток напомнили мне огород в усадьбе
 Томаса Джефферсона.





Надо же, незабудки цветут в одно и то же время и в саду герцогов Норфолкских, и у меня в вашингтонском садике. Ну хоть что-то общее между нами!






Фасоль. капуста, картошка, кэйл, томаты, перцы, яблоки, груши, вишня - только несколько примеров здесь растущего. Есть растения, привлекающие полезных насекомых и отпугивающие вредных.
Огород экологически чистый, как у нас говорят - органический.


Клубнику, придёт время, накроют сеткой, что будет возлегать на этих солидных стойках.
Я вот не накрыла своё вишнёвое деревце, птички все ягодки и склевали...


Ну а сейчас в цветник!
По фото видно, что попали мы в него в не самый живописный момент - одна серия растений отцветала. Вскоре её заменят другой, тоже скоординированной по цвету. Будет время и для георгинов с цветами размером в обеденную тарелку.
Поскольку цветовая гамма продумана, делать букеты легко - Мартин показал нам на примере : цветочек такой, такой и такой - вот и букетик.
Букетами украшаются комнаты замка и комнаты герцогской резиденции.



Это, как сказал Мартин, новая комбинация, которую он опробывает: лаванда и алиум 'Гладиатир'. А всего в саду более дюжины видов алиумов.

И предыдущие подпорки, и эти 'тоннели' для душистого горошка мастерит сам Главный садовник. Фантазия у него отличная: вот этому тоннелю он старался придать форму кита!

Миниатюрные изгороди из алчемиллы (Alchemilla (Lady's mantle)



Для подпорок используется орешник и ясень.








В этих старых теплицах растут редкие и тропические растения, ну и гераньки тоже.





Фортиния - Phortinia cerrulata 




Английские бодеры - на них я зависла.
Они были вплотную заполнены дельфиниумами, алиумами, люпинами, сальвией, алчемилой, васильками, непетой, маками, многолетней геранью и т.д.
Они сменили полторы тысячи луковиц, что были здесь. Мартин рассказал, как он с шестью другими садовниками продлевают цветение - подрезая растения ещё до окончания первого цветения. Например, люпины он срезает, когда появляется первое семя. Всем жалко цветы, а он чик - и в результате люпины цветут чуть ли не до октября ...кажется). 





Отсюда можно глянуть ещё разок на пни.






Allium Gladiator








Cornus controversa 'Variegata' (Wedding cake tree) - ах, красота!


Выйдя за пределы садовых стен, попадаешь в прекрасное открытое пространство с травкой, полянками цветов, древними деревьями, скамеечками, на которых можно отдохнуть и постараться прийти в себя от сада и осознания того, сколько лет всему этому вокруг и какая история тебя окружает.




Это дерево меня загипнотизировало - вид дуба, пробковый -  cork oak tree (Quercus Suber).








Сад роз ещё в процессе создания. Мартин сказал, что это только начало.
Сорта роз выбраны старые, с сильным ароматом. В отличие от других садов замка, розовый сад имеет модернистский оттенок благодаря металлическим структурам.
Говорят, июнь и июль - лучшие месяцы для посещения этого сада.



Сказав выше, 'выйдя за пределы садовых стен', я имела в виду не себя.
Я не вышла за пределы, я выбежала, потому что время посещения замка и сада заканчивалось, а мне ещё надо было посмотреть Белый сад. Мартин сказал, что надо! Там ещё цветут тюльпаны. А после Белого сада, увидев, что у меня ещё есть несколько минут, я полетела опять к английским бодерам; не насмотрелась!
И была приглашена с ММ на снятие короны. Помните причудливое гротто с танцующей короной? Если короны не будет, вода будет устремляться в небо, корона держит её пониже.
К нам присоединилась дама с сыном лет девяти, и мы наблюдали, как Мартин останавливает фонтан. И конечно же, возможность подержать корону не была упущена. Да что там подержать... некоторые... кхе, её и примеряли. Шшшшш...



Итак, в следующий раз посмотрим Белый сад. Он того стОит!
Спасибо, что составили мне компанию сейчас, когда мне кажется - неужели я там была?

***Copyright 2015 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

30 комментариев:

  1. Великолепное поместье и шикарный сад, мне он показался именно шикарным и недосягаемым. Особо понравились английские цветники и конечно же теплица с чудесными пеларгониями. Таня, не могу назвать их гераньками, они слишком хороши. Займусь-ка вечером своими, именно что гераньками, приведу в порядок под настроение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, мне лично больше всего понравились огород и цветники, бодеры. Такие широкие, роскошные бодеры! И любимая гамма как раз была - сиреневые, синие, розовые цвета. Ну а первая часть, формальная, она, конечно, недосягаема. Но спасибо, что герцоги с нами делятся красотой!
      Твои пеларгонии не уступают герцогским!!!

      Удалить
  2. Пелагея, как серпом по сердцу. Мы тут потом заливаемся. Жара страшная. А ты мне показываешь эту роскошт, свежую, буйную зелень. Какая красота!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, так мы тоже, как рыба на суше. Сегодня было 30. Но смотрю на собак и не жалуюсь - им то ещё жарче в их чёрных шубах! Держись, дорогая!

      Удалить
  3. Сад, конечно, чудесный. Садовник оЧЧень симпАТИШный. Но мне все-таки ближе архитектура и то, что я увидела заставило просто облизнуться. Каменную красоту эти сады эффектно подчеркивают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, вот мы с вами очень хорошо балансируем друг друга - я вам на пятки в замке не буду наступать, а вы мне цветочки заслонять не будете! Мирное сосуществование!
      Я люблю читать ваши посты информативные путешественческие!

      Удалить
  4. Спасибо за показ и рассказ...Живу в 40 минутах езды от этого места, а не разу в сад не заглягула...теперь думаю, выбраться на денек туда, что ли?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Virgo, выбирайся! Пусть денёк будет не очень жаркий! И замок, говорят, не утомительный по размерам, так что ты ещё и его посмотришь!

      Удалить
  5. Таня, спасибо за волшебную и вдохновляющую экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, что вам понравилось, Ольга Николаевна!

      Удалить
  6. Танюша, по моему скромному мнению, ты настоящая королева садов, так что корону примерила по праву, вот! Спасибо тебе огромное за все твои путешествия. За время, что ты даришь нам. На каждую фотокартинку у меня есть отклик, эмоции, размышления - столько в комментариях писать не прилично. :) Я не исключаю возможности когда-то побывать в Англии, но столько успеть увидеть все равно не успею, так что я очень тебе благодарна, ты открываешь мне мир.
    Сад мне понравился, давно люблю натуральность именно английских садов. И кажется, что так все просто, заросли, а нет, подстрижен каждый цветочек, чтоб можно было любоваться долгим цветением. Поразительно! И спасибо тебе и твоему мужу, что вы такие располагающие к общению. что с вами гуру делятся секретами. У меня ведь много люпинов, сейчас уже поздно, а в следующем году и я так попробую сделать. Понравилось, как использовали иву для беседок. Интересно. знай стрижку делай. :)
    И вот так на все у меня куча слов. Спасибо, Таня! Фотографии великолепны! И особенно где виден замок - ах! Восторги мои бесконечны. Пойду в который раз пересмотрю. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо! Мартин рассказал, как одна дама сделала своему мужу 'подарок' - договорилась с Мартином и привела мужа учиться, как делать подпорки для растений по его методике. Ух, жила бы я там, я б завалила ММ такими подарками!
      Не всё, конечно, можно перенять из таких высокопоставленных, хе-хе, садов, но какие-то идеи всё-таки появляются относительно своего сада, а главное, конечно - вдохновение!
      Про стрижку деревьям и кустам - я всегда колеблюсь по этому вопросу, боюсь что-то лишнее обстричь, а надо быть смелее, видимо!

      Удалить
  7. Полезно смотреть по несколько раз, еще что-нибудь да замечу. :) Только сейчас разглядела, что дубовые колонны-то увенчаны жёлудями. Детали! :)) Таня, много картин просто шедевральных у тебя. Фото 20-е надо им в сад послать. Как раз ты пишешь о контрастах и оно так в тему, мне кажется.:)
    Хочется подолгу гулять в таком месте, сидеть на лавочках, перекусить и просто понежиться разглядываю какую-нибудь травинку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, я только вчера ММ говорила - как полезно делать много фото, потому что на месте не можешь всё рассмотреть, упускаешь многое, а перед экраном сел и давай изучать, столько нового видишь!
      Вчера, среди 6 садов, был один - ну настоящая сказка! И, оказывается, я его уже видела лет 8 назад! Надеюсь, фото получились неплохие, не загружала ещё. Но старалась запечатлеть всё и вся, потому что там просто шалеешь и не можешь сосредоточиться.
      В Арундел попали поздно, т.к. у ММ до часу примерно совещание, потом метро, поезд, потом ещё пешочком, вот и пришли часа за 2 или даже полтора, пришлось в темпе. Но на скамеечке я всё же посидела! И народу в такое время - никогоооооо....
      Спасибо ещё раз, Галя!

      Удалить
  8. О, как мне понравился тенистый сад с корягами!!!
    Таня! СПАСИБО! Нереально интересный сад. Очень понравилась изгородь с "башенками". И "киты"-туннели. И цветники. И...И...
    Получится побывать в Англии, то я туда всенепременно!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Oля, он же у тебя за забором, этот сад! Это нам надо через пруд перебираться, а у вас он рядом! Или подожди, когда Мышонок захочет быть принцессой - самое то будет привести её сюда, надеть платьице принцессино, корону, туфельки...

      Удалить
  9. Я от восхищения аж рот открыла, пойду слюнки подбирать. Обожаю дерево, а тут, а тут столько всего из дерева, что только любоваться и представлять себя среди этого великолепия! Многое хочется повторить хотя бы частично, но понимаю, что это не реально на моих площадях. Очень понравился и сад, и огород, и цветник! С нетерпением жду продолжения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, да, тебе бы герцогскую, хе-хе, зарплату, ты бы ТАКОЕ сотворила на своих площадях! Всем бы нам бы... мда...

      Удалить
  10. Таня, получилась целая энциклопедия по саду. Смотреть и изучать надо в несколько приемов! Сказать, что очень интересно - это почти ничего не сказать. А представляю, каково это всё вживую! Просто волшебство... Да, великолепный сад и замок тоже.
    Спасибо, Таня - такое удовольствие тебя читать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, мне кажется, что, как и у тебя, в этом саду май и июнь - самое лучшее время. Во всяком случае для меня. Потом пойдут георгины, больше красного, а мне лучше вот так, как сейчас - алиумы, люпины, дельфиниум. Я бы с удовольствием вернулась туда - посмотреть замок, все его хвалят, и опять, уже спокойно, пройтись по саду.
      Спасибо тебе!

      Удалить
  11. Лера28/6/15

    Спасибо за ошеломительную прогулку.
    Фантастика!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, я очень рада, что тебе по душе!

      Удалить
  12. Эх, Говарды, Норфолки, Шекспир и Эдуард Исповедник за компанию.
    Посмотрела бы я на вас, с тяпками, обрабатывающие каждый сантиметр этого сада.
    Недосягаемая красота, смотреть и гулять засунув руки в карманы.)))
    Таня, душа так просит приземленности. Чтобы при одном взгляде захотелось рвануть к растениям.)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, ну как же?! А огород!!! Приземлённее не бывает! Главный садовод сам мастерит арки-стойки-скамейки! А Норфолки платят за это, и на том спасибо! А то многие замковладельцы и не собираются восстанавливать сады.
      Ну а если герцоги тебя не устраивают, то есть у меня свеженькие сады простых смертных, вчера только походила там, руки в карманах, полюбовалась на чужие труды.

      Удалить
    2. Таня,
      помнишь случай с императором Диаклетианом и его капустой? САМ император и не гнушался ковыряться в земле.)
      Сад роскошный, ты не думай...просто, порой честный и частный садик, намного роднее роскошных угодий.
      Вот вырасту, выучусь, выиграю в лотто 10 млн евро, куплю пять соседских участков и забабахаю сад. Не хуже арунделовского, только без садовников.)

      Удалить
    3. Дорогой сад замка Арундел, я уважаю людей, создавших тебя, финансировавших тебя и ухаживающих за тобой, и люблю тебя, вне зависимости от твоего классового происхождения. Я рада, что ты вдохновляешь людей на создание красоты в своих собственных садах и садиках.

      Удалить
  13. Таня!!!

    Как же всё красиво!
    Дверь красная, скамеечки, деревья, пни, цветы...От всей этой красоты голова идёт кругом.
    Ухожу в себя для медитации и мечтаний :)

    Спасибо за очередное открытие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, если бы я как-то подготовилась к этому визиту, то впечатления, возможно, не были бы такими яркими. Наши ожидания иногда нас подводят.
      Первая часть сада понравилась, конечно, но не она стала для меня любимой. Как-то ошалела, увидев огород и роскошные бодеры - тоже, думаю, сыграл роль фактор неожиданности. Но мы все воспринимаем одни и те же сады по-разному.
      Ты там недалеко, может, и побродишь когда-нибудь!

      Удалить
  14. Таня, а я всё гуляю, благодаря тебе, читаю и всматриваюсь в запечатленное тобой, диву даюсь, радуюсь, что есть такие места и создавшие/создающие их люди. Как дохожу до заключительной фразы "...неужели я там была?", то мигом возвращаюсь к коллажу со скамеечкой, с тобой - так передающей настроение быть в таком расчудесном пространстве жизни, убеждаюсь в реальности всего этого и заново рассматриваю фотографии.
    Благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я очень рада, что тебе понравились сад и фото! Я довольна, что там был и ММ, ведь это он занёс сад в план. Думаю, ему приятно было видеть, как я трепыхаюсь от счастья!

      Удалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...