четверг, 12 февраля 2015 г.

К предыдущему посту


Mожно я отвечу на все комментарии к  предыдущему посту одним ответом? Я в цейтноте - готовлю дом к приезду очень дорогих гостей и сад к привозу 8 кубометров земли.
Сердечное вам спасибо за то, что порадовались за меня! Это первый раз, когда я представила фото на суд профессионала. Году в 2009-м, правда, мой садовый англоязычный блог был признан, кажется, третьим по фотографиям в большом международном садовом сообществе, которое, увы, год или два назад прекратило существование. Учитывая, что мой блог был тогда новым, несколько месяцев отроду, это было большим достижением.
Самое ценное для меня в конкурсе - это то, что моим чувствам оказались созвучны чувства других людей - фотографа-профессионала и вас, моих блогодрузей. Это очень важно, со-чувствование, со-переживание; это значит - люди понимают друг друга, а если они понимают друг друга, то низка вероятность того, что они когда-либо полезут в драку, в любом смысле.

Дальше. Первое место в конкурсе стало мне эмоциональной поддержкой в тяжёлое для меня время. В Москве скончалась моя двоюродная сестра. Онкология.
Она намного старше меня, но такая солнечная, улыбающаяся, добрая, простая, такая позитивная, что казалось, она будет жить вечно. Известие пришло неожиданно, а потому было как удар под дых.

Когда-то давно-давно я захватила кусок рассказа, который читался по радио. Ни автора, ни названия рассказа я не услышала тогда. Идея была в том, что бывает так: кто-то приходит и начинает разговаривать с вами. Он или она говорит о чём-то отвлечённом, невинном, о чём-то издалека. Вы слушаете, слушаете, человек говорит, говорит, вы слушаете, и постепенно что-то начинает медленно меняться в вашем восприятии. В сознании зарождается крохотное, совершенно мизерное зёрнышко, не догадка даже, а какое-то слабое, не имеющее чётких очертаний предчувствие.
Оно постепенно увеличивается, растёт и, когда собеседник сообщает наконец вам печальную весть, это зёрнышко становится той подушкой, на которую падает ваша душа и которая смягчает силу удара. Про подушку в том рассказе ничего не говорилось, но смысл именно такой.
У меня такого зёрнышка не было. В конце ноября разговаривала с ней, и никаких намёков на недомогание не прозвучало, потому что она сама тогда ничего не знала. Так что бабахнуло по мне со всего размаху.

Я верю, что наша скорбь по ушедшим двояка. Мы грустим о том, что человек ушёл из этой жизни. Он был любим, нужен, он мог сделать или уже сделал столько много и для себя, и для других. Но это только половина. Другая составляющая скорби - нам жалко себя. Мы становимся сиротами каждый раз, когда теряем кого-то, кто нас любил и кого любили мы.
Огромная чёрная пустота - вот что тяжелее всего для меня лично. Страшное, холодящее душу сознание, что  э т о м у  человеку уже нельзя ничего сказать.

Между двумя людьми есть что-то, чему я не могу подобрать название, ну, скажем - сгусток энергии, состоящий из известных только этим двоим чувств, отношений, разговоров, секретов, воспоминаний и т.д.  Если даже эти два человека давно не виделись и не разговаривают ежедневно, всё равно этот сгусток энергии всегда при них. Одно только знание, что  т о т   человек есть, помнит о тебе, любит тебя - это ценность, от которой тепло и уютно.
Когда один человек уходит, исчезает баланс - так называемый сгусток энергии, а скорее всего, общая духовная и душевная ноша, падает на твою сторону, на твои плечи, на сердце. Как коромысло: что случится, если с него снять одно ведро? Всё ухнет в одну сторону, на один край. Это противоестественно. Должен быть баланс, должен быть, как у телефонной связи,  другой конец. А его нет. И от сознания этого я задыхаюсь. К а к  нести одной то, что было на двоих?

Сообщение о том, что моё фото признано победителем, пришло, когда реальность уже осела в мозгу, но душевная стабильность только начала восстанавливаться и когда любая позитивность, любая, даже крохотная, хорошесть  является огромной подмогой.
Это звучит патетически, но почему-то я, после первоначального удивления и радости, сказала: Валюша, это для тебя. И тут же: И для тебя, папочка.
А папочка тут совсем не случаен. Во-первых, он был моим первым учителем фотографии. Он не учил назидательно, а просто рассказывал о своих фотографиях. Из назидательного я помню только одно: 'Таня! Не отрезай, когда фотографируешь, людям ноги!'
Во-вторых, папин печальный день, вернее, его очередная годовщина, была совсем недавно, 29 января, за неделю до Валиного.
А в-третьих, он был тем самым человеком, который в своё время посоветовал Вале, куда пойти учиться после школы. Именно благодаря тому его совету она получила работу по своей специальности в одном из московских управлений, когда судьба забросила её в столицу.  И потому, что управление было очень важное, она получила давным-давно дачный участок где-то по Рублёвскому шоссе. На одном из фото я видела кусочек того участка - простой, аккуратный деревянный домик среди кирпичных особняков за высокими заборами. Клумбы, грядочки, цветы... Всё своими руками, просто и мило, по-деревенскому. Она никогда не перестала быть деревенской женщиной в самом истинном, лучшем смысле этого определения. Начала жизнь в деревне, на земле среди цветов, клубники, смородиновых и малиновых кустов, и закончила жизнь на земле, где работала и отдыхала с любовью к этой земле, до последнего.

Такой вот клубок получился, в котором всё переплелось.  И стул этот из-за совпадения по времени того, что в этом клубке, порой смотрится как своего рода символ.

Пустой стул. Был человек и нет человека. Ну а дальше у кого куда идут мысли.
Мне лично так сразу думается о суете, которой мы себя окружаем, о многом, что не стоит нашего времени, а мы это время тратим, о том, что много чего в нашей жизни - это тлен, запорошивший наши глаза. Не хочу никого обидеть, но случайно открыла какую-то страничку, а там  - какая-то гламурная чепуха... какие-то ботиночки, ...как что носить... открылся новый магазин... фотографии очереди... Завтра, может, на отчёт к Главному, а кто-то -  за красивой тряпочкой.... и потом написать об этом...
Ну это я уже бурчу. Красивые тряпочки тоже нужны, главное, чтобы они не стали главным в жизни. Она, оказывается, так коротка и её конец может  быть таким же неожиданным, как снег на той фотографии.
Пора закругляться.

Да, так с чего начала!
С п а с и б о   вам!  За то, что порадовались за  д р у г о г о  человека, в данном случае - за меня.


***Copyright 2015 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

22 комментария:

  1. Наталья К.12/2/15

    Таня, спасибо за пост...он заставил прослезиться, он заставил вспомнить, задуматься...
    Когда встречаешь такие размышления, воспоминания, слова - много разных мыслей приходит в голову, ты читаешь, а мысли быстро сменяют друг друга, роятся, мелькают как пункты: а) обнять крепко мужа, когда придёт с работы и сказать как я его люблю б) купить, подарить маленький подарочек дочке, просто так, чтобы порадовать в) обязательно заехать к маме с каким ни будь гостинчиком г) позвонить сестре ... И даже если не всем этим планам суждено сбыться, всё равно останется след, и опять вспомнится, и захочется сделать кому-то что-то хорошее. И значит не напрасно родился этот пост. Танюш, СПАСИБО! Пусть не нарушается баланс в твоей душе, пусть встреча с ожидаемыми дорогими тебе людьми будет радостной, а воспоминания о этой встрече будут приятными!

    ОтветитьУдалить
  2. Да....вот и разгадка старого одинокого стула. Как правило - случайностей не бывает.
    Плохое известие- и разгадка- одинокий стул, с которого только что встал и...ушел солнечный , добрый человек...
    И эта победа - не случайна, Вселенная вам, Танечка, сделала подарок- в виде первого места на конкурсе.
    Поздравляю и ...примите мои соболезнования...

    ОтветитьУдалить
  3. Так часто бывает, горести и радости переплетаются, жизнь идёт. Очень сочувствую тебе, Таня. Царствие небесное твоей сестре Вале. Вот так ломаются и ломаются веточки жизней вокруг каждого из нас. Ты права, нужно ценить главное и радоваться жизни.
    Удачи тебе в приёме гостей, а столько земли распределить по саду - это подвиг, надеюсь, у тебя будут помощники!

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, спасибо тебе за все. прочла со слезами на глазах, так это созвучно моим переживаниям. Недавно меня оглушила новость о уходе одной моей подруги с которой мы многое разделили. я пока не могу поверить.

    ОтветитьУдалить
  5. Таня, очень тебе сочувствую!
    А о фотографии вчера, увидев её, думала и вспоминала перед сном, лёжа в постели. Фотография хорошая, а на место всё у меня в мозгу встало после твоих слов - был человек и нет человека...

    ОтветитьУдалить
  6. "Мы становимся сиротами каждый раз..." - резануло по сердцу. Все никак не могла найти определение этому ощущению.
    Таня, соболезную.

    ОтветитьУдалить
  7. Пронзительно!
    Спасибо за искренность и душевность, Таня.

    ОтветитьУдалить
  8. Марина13/2/15

    Ой, Таня, как же верно про отношения между людьми! это просто химия и физика вместе! говорят же - "тяжело" -потерять дорогого человека... вот тебе и " коромысло"!
    а фотография твоя и правда замечательная, с глубокой философией!

    ОтветитьУдалить
  9. Лера13/2/15

    Таня, сочувствую и соболезную!
    Очень тяжело, когда уходят родные и близкие.
    Крепись!
    Обнимаю.

    ОтветитьУдалить
  10. Печаль и радость ходят рядом в нашей жизни...Фотография,на снежном фоне желтое пятно,человек встал...ушел,а душа осталась,она всегда будет рядом.

    ОтветитьУдалить
  11. После гибели моего единственного старшего брата одна бабушка в церкви сказала мне: не надо плакать, ему ТАМ сейчас хорошо.
    Да, это нам без них плохо.
    Крепитесь, Таня!

    ОтветитьУдалить
  12. Делиться своей радостью с людьми легко и приятно. А вот вытащить душевную боль на всеобщее обозрение слишком сложно. У самой в прошлом году непосильно много боли было, до сих пор трудно прийти в себя. И только маленькие и неожиданные радости не дают упасть духом, опустить руки. Так и у тебя. Боль уляжется и останутся только воспоминания приятные и светлые. Но не стоит ради этих воспоминаний отказываться от радостей свежих. Пусть эта победа, будет лучиком солнца, что развеет тьму и боль в твоем сердце. Они всегда рядом, даже если так далеко...

    ОтветитьУдалить
  13. Обнимаю тебя, Танечка и соболезную.

    ОтветитьУдалить
  14. Ох, начала читать пост и немного опешила, даже закралась мысль, что он о близком мне человеке. Совпало все - в ноябре все было хорошо, человек ни о чем не догадывался, а в феврале его не стало, онкология. Не совпало только имя. Сочувствую Вашей утрате, прекрасно понимаю, что творится в душе, сколько вопросов, на которые нет ответов...

    ОтветитьУдалить
  15. Вера из Дубны13/2/15

    Танечка, и я тебя обнимаю... прими мое сочувствие.

    ОтветитьУдалить
  16. Tanya,přijmi upřimnou soustrast.Objímám Tě ...

    ОтветитьУдалить
  17. АРТА14/2/15

    Татьяна, прежде всего прими соболезнования. Да, так не хватает родных людей... И действительно - пустота, кто же их заменит?
    И, конечно, хорошо, что есть в жизни что-то, что приносит радость. Молодец, поздравляю фотографа Таню.

    ОтветитьУдалить
  18. Как ты всё правильно написала. Вот у меня сейчас пришло то время, когда только потери и никаких новых приобретений. Уходят мои ровесники, родственники. Всё раньше было по другому. всё в перемешку, и плохое и хорошее. Теперь по другому. И с этим как то нужно справляться. Как говорится: Взялся жить, так живи. А как? Чуть не каждый день слышишь: А ты слыхала, что.... и сердце скукоживается. Вот так, как то грустно получилось. Очень жаль что к тебе пришла эта печаль,Очень.А фотография правда затронула.Успехов тебе.

    ОтветитьУдалить
  19. Наталья Г., Москва14/2/15

    Таня, я к тебе чувствую искреннее душевное и интеллектуальное расположение и/или единство. Ну бывает так?!!!

    ОтветитьУдалить
  20. Ох, Таня.
    Просто слов нет.
    Обнимаю.

    ОтветитьУдалить
  21. Благодарю тебя, Таня, за всё, понимая и сопереживая, принимая с согласием сказанное тобой.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...