пятница, 5 сентября 2014 г.

О старшей школе, главным образом о системе оценок


Oбещанное надо выполнять. Обещала кратко изложить Руководство на новый учебный год (пост В школу - со знанием дела), излагаю сегодня раздел для старшей школы (9-12 классы). Хотя, на шею уже заскочила ещё одна тема, что-то типа 'Как жить, чтобы никогда не болеть'. Да, вот прямо так, по полочкам, пункты от первого до сто какого-то. Но со здоровой жизнью придётся погодить.
Итак. В любое время, когда родителям захочется/понадобится узнать о той или иной стороне школьной жизни своего ученика, они могут найти всю информацию на школьном сайте. Особенно это полезно для новых семей, у которых много вопросов.

Здание одной из старых школ (1888г.) в штате Вашингтон.
Академическая часть.
Руководящая идея, то есть лозунг: Учение требует желания быть открытым и рисковать.
Хорошая идея. Если пришёл учиться со своими догмами и не желаешь изучить другие взгляды, то толку не будет. Риск.... Вот над риском надо подумать, что имеется ввиду. Пока на ум приходит только: Кто не рискует, тот не пьёт шампанское!
 Но это не для школьников.

Академическая часть открывается расписанием занятий.
Затем - сколько баллов надо набрать по каждому предмету и по видам внешкольной деятельности  для успешного выпуска из класса.
Далее - типичная последовательность курсов (предметов). Например, какие разделы математики, науки, истории и т.п. изучаются в 9, 10, 11 и 12-ом классах.

Зимняя неделя. Поскольку в цели школы входит не только академическая подготовка учеников, но и их  воспитание как всесторонне развитых личностей, целая неделя отведена для участия в разнообразных программах (работа в клубе бойскаутов и гёрлскаутов, секции скалолазания, поездки в Европу и Латинскую Америку, курс кулинарии, помощь в заповеднике и т.д. и т.п.). Каждый ученик должен участвовать в такой неделе на протяжении всех 4-х лет старшей школы. Один мой птенец работал в клубе бойскаутов, другой учился кулинарии у директора старшей школы.

Как оценивается работа учеников. Очень, на мой взгляд, важный раздел. Значительно сокращает число мам и пап, бомбардирующих преподавателей вопросами типа: а почему моему ребёнку поставили С, а не А или в крайнем случае В?
Отметки/оценки (четвертные и за семестр) всегда две: буквенная отметка результата и оценка усилия (старания).

Буквенная отметка результата (А, B, C, D, F) предназначена для того чтобы дать ученику очень ясное, прямое представление о качестве его работы и о том, где он находится по отношению к установленным нормам и ожиданиям.
Такая информация обеспечивает понимание учеником своего уровня знаний и того, куда направить дальнейшие усилия. Oценка также является информацией для родителей, учителей и колледжей.
Буквенная оценка отражает 'достижение' ученика и, таким образом, фокусируется на результате. Школа не рассматривает эту оценку как 'награду' за хорошее усилие/старание. Это честная оценка качества работы.

Оценка усилия/старания: Школа признаёт важность усилия как части подхода ученика к учёбе и считает, что усилие играет важную роль в академическом уровне студента.
С помошью этой оценки ученику и родителям даётся понять, как старался студент (во всяком случае, то, что можно было наблюдать): сколько прилагалось энергии, энтузиазма при изучении материала, каков был подход к учёбе.
Усилие оценивается не только и не столько временем, но и следующими факторами:
вовлечённость в работу класса, подготовленность к занятию, желание обратиться за помощью, настроение по отношению к учёбе, рабочая этика.
Скажу я вам из собственного опыта, что отметка усилия очень важна. Мы, в частности,  можем понять, какой предмет у детей нелюбимый и пытаемся что-то сделать, встречаемся с учителем, стараемся помочь (незаметно) в подготовке домашнего задания (например, якобы случайно рассказать по пути в школу что-то из новостей, имеющее отношение к теме) и т.д.

Кроме отметок результата и усилия, дважды в год (после 1 и после 3 четверти, т.е. в середине семестров) к оценкам даются письменные комментарии.
Они объясняют отметки и анализируют работу ученика, показывают сильные и слабые стороны его работы, указывают на проблемы с мотивацией и подходом к учёбе.
Эти комментарии, кстати, используются школьными консультантами по колледжам (они помогают ученикам выбрать, куда подавать документы) при написании рекомендательных писем в колледжи.

В каждом случае, когда ученик добивается какого-то впечатляющего результата или, наоборот, показывает признаки назревающей проблемы, учителя используют уведомления - посылают сообщение или звонят родителям.
У нас за все эти годы было несколько уведомлений первого вида, и, кажется, одно - второго вида.

В конечном итоге, с помошью отметок, комментариев и уведомлений школа старается дать ученикам, родителям и колледжам полную, ясную и справедливую оценку работы ученика.
Школа верит, что суть оценки/отметки результата - оценить (прошу прощения за масло масляное), приобрёл ли ученик знания/навыки, необходимые для ответа/разъяснения вопросов, может или нет он работать с информацией или применить навыки. Очень важно, чтобы ученик мог проявлять полученные знания и работать над полученной отметкой.
Разъясняется, чего от ученика ожидают и что отражается в отметке:
а) что он знает и может вспомнить большинство материала по данной теме и/или может распознать большинство информации, данной по теме, и/или он понимает навыки, которым учили в данной теме;
б) что ученик обладает способностью применять информацию или навыки к проблеме;
в) что ученик может сделать что-то новое с информацией или навыками и их применением.

Таким образом, от типичного ученика школы ожидается, что он может показать творчество какого-то рода - выдвинуть новые идеи, поставить новые вопросы, решить новые виды проблем, используя эти навыки. Конечно, студент, скорее всего, не создаст новую теорию и не решит сложную проблему, но от него ожидается какая-то степень независимого мышления и любознательности.
От ученика также ожидается, что всё вышесказанное он может выразить в письменной и устной форме.

Далее в Руководстве даётся разъяснение отметок - A, B, С, D, F.
Но я сделаю перерыв!


 ***Copyright 2014 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

12 комментариев:

  1. Вот очень мне нравится эта возможность обратной связи. У нас есть журфикс в последнюю пятницу месяца, можно прийти вечером в школу и поговорить с учителями. НО! Там к некоторым такие очереди, что я некоторых до сих пор в лицо не знаю. :)) Тьфу. тьфу, тьфу, нужды нет пока ходить к ним. Хожу к любимой француженке, да к классной на собрание и в журнал заглянуть. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, по обратной связи - ты помнишь, есть ещё родительско-учительские конференции один на один, где на каждого ученика отведено определённое время, и перед которыми всем домой разосланы результаты четверти.
      Успеха вам в школе!

      Удалить
  2. Таня,

    Очень интересно! Спасибо за рассказ.
    Такая "продвинутая" система обратной связи.

    Из разговоров со своей племянницей в этом году я поняла, что в школах моего родного года так ничего и не изменилось.
    Слабых учеников всячески "тянут", тех, у кого какие-то способности есть, заставляют ходить на олимпиады и прочие мероприятия...Ну и,конечно же, те, кто идёт на медаль, не имеют право на ошибку ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, мне кажется, при таком 'научном' подходе к оценке работы ученика почти не остаётся места для натяжек, предвзятости, симпатий и антипатий. И, главное, сам ученик знает, над чем ему надо упорнее работать.
      Про олимпиады и прочие мериприятия ох, помню...
      Пусть у племянницы будут хорошие учителя!

      Удалить
  3. Tanushka6/9/14

    Объективность оценок, вот о чём этот пост!

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, пишу второй раз. Куда первый коммент сгинул, ума не приложу. Если вдруг он вернётся из дебрей интернета-извини, пожалуйста!))
    Тема важная. И хоть перед началой учёбы мне пришлось перечитать уйму школьных документов и поставить инициалы (всё в электронном виде) и дочке 9тикласснице тоже, сейчас всё ясно, что и как и где и зачем и почему.) ( И хоть третий раз начинаю старшую школу , всё равно как в первый раз, поскольку каждый ребёнок реагирует на всё по-разному.А обратная связь с учителями сразу через родительский портал и школьный сайт. И никого не тянут, это правда. и это делает обстановку в целом намного здоровее. Успехов твоим мальчишкам и хороших учителей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, ты - мать-героиня! Вам тоже хорошего школьного года!

      Удалить
  5. Таня, всегда читаю с удовольствием, познаю и усваиваю, и жизнь видится мне краше, будто крепчает фундамент - о, выразилась, вернее так выразилось то, что кликнулось "в мозгах".
    Спасибо! И плодотворного тебе перерыва! До продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, так увереннее и спокойнее жить, когда знаешь, например, что твоему ребёнку не субъективно оценку поставят и не с потолка, а обоснуют что и как, и, главное - дадут знать, над чем надо работать.
      Спасибо!

      Удалить
  6. Лера7/9/14

    Таня, спасибо!
    Очень интересно и поучительно.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...