воскресенье, 18 мая 2014 г.

Сад Сиссингхёрст. Начало



В один из деньков я отправилась из Лондона в городок Стэйплхёрст на поезде.
Прибыв туда, еле успела заскочить в местный автобус, направлявшийся в Сиссингхёрст.
Билет стоил туда и обратно 5 евро. Мелочи у меня на 4 с хвостиком, остальное - купюры по 20. Строгая на вид водитель автобуса обилетила меня, несмотря на недостающую сумму, и, высадив в городке, показала, в какую сторону идти.
Дошла до развилки. Дальше куда? А вот спрошу у почтальона, что бодро шагает от домика к домику с сумкой на плече. Он показал мне направление, сказал, по какой стороне дороги идти, и уточнил, что расстояние будет с пол-мили. Затем сделал паузу и добавил - может побольше.
Побольше оно и было! Я шла, шла... Одна. Только машины вжик мимо и овцы лениво посматривали на меня. А я-то думала, будут толпы любителей садоводов бодро шагать бок о бок, стараясь перегнать друг друга, чтобы увидеть один из самых выдающихся садов мира.
Такси все взяли? Да нет, не видно такси.


Иду. Шагаю. Мимо полей, мимо лесков, мимо пастбищ и одиноких ферм. На горизонте увидела каминные трубы. Это не сам замок Сиссингхёрст, а bed and breakfast, но в принципе, они рядом.
Мне стало так смешно!
Англия. Пустынно. И я шагаю дружно в ряд сама с собою.




Казалось, так далеко... А дошла-то за пол-часа. Правда, быстрёхонько шагала.
Как только подошла к замку, полил дождь! Все пошли в укрытие, а я раскрыла зонт и пошла в сад.
Самое то - ни одного человека, сад весь мой.
Ну и что, что мокрый, сад он и есть сад, и в солнце, и в дождь.

Создатели сада, Вита Саквил-Вест (1892-1962) - поэт и садовый писатель, и её муж Гарольд Николсон, дипломат и писатель, поселились в замке в 1932 году.  Он продумывал архитектурную концепцию сада, планировал садовые комнаты; она, обладающая прекрасным чувством цвета, жаждой знаний о растениях и романтическим воображением, наполняла их до краёв.
В настоящее время за садом ухаживают садовники и волонтёры.
Сад считается одной из икон садоводства, хотя Вита и Гарольд растили его для себя, а совсем не напоказ.
Дождь начинался и прекращался. Сад дышал свежестью, был чист и блестел.












Большинство фото в этом посте принадлежат лишь одной садовой комнате - Белому саду.
Подбор растений с цветами разных оттенков белого и серебристыми листьями предназначался для любования ими в тёмное время суток. 
Структура Белого сада хорошо видна с вершины башни:







Металлический 'шатёр' установлен в 1969, а вот китайский вазон династии Минг был привезён Гарольдом из Египта в 1937.


Веста, богиня домашнего очага, Toma Rosandic, 1935:








Садовая обеденная комната с белой глицинией, увивающей перголу 
(Wisteria brachybotrys 'Shiro-kapitan'):












'Шатёр' увит белыми плетущимися розами:




Это фото я сделала специально из-за 'овечкиного ушка' (чистец шерстистый, стахис)
- напомнить себе, как важно садить растения в массе. Тогда даже самые обычные растения смотрятся чудесно:


Это инжирное дерево, одно из пяти, было подарено Вите и Гарольду матерью Виты.



Садовые комнаты отделены друг от друга стенами из безупречно подстриженных кустов/деревьев или кирпиными стенами, дорожками из камня и др.материалов.
Никогда не знаешь, что ожидает тебя в следующей комнате. Чудесно.




Зелёные стены из тиса



Остальные фотографии этого сада будут более яркими, и из-за солнца, и из-за цвета растений.

***Copyright 2014 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

40 комментариев:

  1. Слов нет, аж задохнулась от красоты

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлаsha, я хочу туда опять! И чем больше читаю про этот сад, тем больше хочу. Спасибо! Будем задыхаться вместе!

      Удалить
  2. Таня, это была самая чудесная прогулка под дождем. Спасибо.
    Читала про твое пешее путешествие к саду и подумала: как здорово - идти по дороге мимо сочных пейзажей наедине с собой. Люблю так гулять, когда не надо даже собаку контролировать, а идти и думать о том, о сем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я смотрела на ситуацию со стороны и не могла поверить: Англия, дорога к известному месту, а я одЫн, совсем одЫн! Прямо подарок какой-то! Про прогулку ты так права, надо почаще так расслабляться. Спасибо!

      Удалить
  3. Это поражает воображение! посмотрела несколько раз, очень нравится именно гармония старинного замка и сада. Первое фото, Таня, это шедевр! Дом увитый розами - классика.
    Хочу пройтись по той дорожке, что привела тебя к замку. :)
    Спасибо, Таня, за чудесные впечатления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, да, чтО посажено, это важно, но гдЕ посажено - это ой как влияет на восприятие. Про шедевр, ты знаешь, я человек скромный, но скажу честно, когда увидела это фото - мороз по коже! Мне кажется, дождь, тучи добавили драмы снимкам.
      Галя, я опять мурчу тебе в ушко: Европа у тебя под боком....

      Удалить
  4. Красиво как, несмотря на дождь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, дождь создал какую-то театральную обстановку. А главное - обеспечил снимки без нас, туристов.

      Удалить
  5. Великолепно! И хорошо, что шел дождь, ведь это и есть настоящий английский сад. Только как, Таня, ты умудрилась держать зонт и фотографировать? Розмаринище-то какой, раритет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо! Я думала, на розмарине у меня одной глаз зацепился. Подумала - когда у нас в садах растения становятся такими 'ногастыми', теряют правильную форму, мы их частенько заменяем. А ведь у таких экземпляров есть характер, неповторимое лицо.
      Зонт, ха-ха, результат длительных тренировок! Левой подмышкой и плечом держу!

      Удалить
  6. Татьяна, как все красиво и свежо несмотря на дождь !
    Прекрасный сад, виды которого я видела только в журналах и интернете. Моя мечта туда сьездить.
    Когда читала Ваши впечатления о дороге в этот сад, мне было так знакомы эти чувства.Такое самое я думала, когда ехала на поезде и автобусе в парк Вислей, а потом шагала пешком по лесу километров два. Где толпы туристов, где такси, куда все подевались :) ?
    Очень жду продолжения !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ауксе, спасибо! Я пыталась найти, какое расстояние между Стэйплхёрстом и Сиссингхёрстом, но не нашла. Думаю, километра два минимум. Шла я очень быстро, хотелось поскорее увидеть и, что немаловажно, опередить массы. Продолжение будет ещё красивее, я аж дрожу от тех видов. Вислей включу в планы!

      Удалить
  7. Таня,

    Первая фотогрфаия - полный восторг!
    А от шестой у меня сильно забилось сердце! Какое романтическое место!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, у замка очень интересная история. Но фотографий столько, что я решила не вдаваться в описания. Ведь только этого сада 500 снимков, а садов было десять в этой поездке. Спасибо тебе!

      Удалить
  8. Красота, покой и умиротворение))) Спасибо за прогулку)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, какие талантливые были люди - создавали сад для себя, а он гипнотизирует столько людей! Спасибо!

      Удалить
  9. Таня, спасибо тебе!
    Получила море удовольствия от виртуальной прогулки с тобой, несмотря на дождь, а хотя, дождь придал снимкам своё очарование, особенно первое фото и фото с мокрыми столом и стульями. Люблю фотографировать в пасмурную погоду - нет резких теней, солнце не бьёт в объектив, видимо, ты тоже любитель таких харАктерных кадров;-) Розмаринище как вывалился на дорожку, так прям по-хозяйски:-)
    Балдею от такой чёткой стрижки, прям ювелирно-точно, как это у них так получается?
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, мне тоже кажется, что пасмурная погода обеспечивает насыщенные, богатые краски, а солнце иногда даёт вымытые, обесцвеченные кадры. Я бы хотела посмотреть, как стригутся такие высоченные живые изгороди, какая техника приходит на помощь. Спасибо!

      Удалить
  10. Сочно так! И то что я люблю:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, при солнце такой сочности не бывает, правда? Спасибо!

      Удалить
    2. Да! И готичность пропадает:)

      Удалить
  11. Танечка,спасибо что доехала и дошла:-)))Спасибо,что показала такую красоту!Не только приковывает внимание,а действительно гипнотизирует и сад,и дом,зеленые стены из тиса.Удивительное место!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо! Это только начало. Дальше будет много цвета...

      Удалить
  12. Очарована! Замечательные фотографии...истинно английская погода!
    Спасибо за подсказку! Теперь знаю точно, куда мы поедем на следующей неделе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Pervoklashka-2, спасибо и счастливой поездки!

      Удалить
  13. Вера из Дубны19/5/14

    Ох же, Таня.... какие фотографии! И небо, и дом, и сад... какое все красивое! Еще вернусь и буду смаковать каждое фото!
    Спасибо за много-много положительных эмоций! Не просто положительных, а зашкаливающих))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера, спасибо и держись - там дальше такие виды будут, такие виды....

      Удалить
  14. Все такое умытое дождем. Мне не очень нравится неометричность в садах, но я восхищаюсь трудом и вдохновением творить такие чудеса. Хотелось бы очень посмотреть такой сад. И пройти той дорогой мимо овечек.Спасибо за прогулку, Таня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо! Геометрия в этом саду налицо, да, но роскошество, богатство множества растений маскирует прямые линии. Это заметно лучше, наверное, летом, когда всё цветёт. В мае всё-таки всё только начинается. Здорово было бы увидеть сад в разные месяцы!

      Удалить
  15. Ну надо же! Только сегодня про него передачу смотрела! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, а мне лучше и не смотреть, а то соберу чемодан и опять рвану туда!

      Удалить
  16. Посмотрела фото, потом еще раз и, почувствовав отсрейшую необходимость в продолжении, в 523 раз открыла и села читать "Джен Эйр")))))
    Вот такие дела...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, какая ты молодец!!! Сад, как говорят эксперты, самый что ни на есть английский. Наверное, от этого такая у него связь с книгой!

      Удалить
  17. Таня, сначала удивилась, что нет прямого транспорта к такому месту. Наверное, группы туристов привозят экскурсионными автобусами, а индивидуальные туристы приезжают на своих авто. А вот ты подарила нам прекрасную прогулку по пасторальным английским пейзажам и за это тебе большое спасибо. Ну а замок и сам сад... Нет слов... Я вот не знаток садоводства, не знаю что и где, и когда садить, я просто наслаждаюсь красотой места. Вот, например, я всегда думала, что геометричность и симетричность свойственны французскому саду, а тут на тебе - чисто английский чудесный, романтичный, но строгий сад. ))) И эти каменные стены замка увитые розами и глицинией, и покрытые мхом стволы и корни деревьев... А куст розмарина, который улегся на дорожке, как старый хозяйский пес, и лениво, но со знанием дела, наблюдающий за "чужаками с фотоаппаратами"... :)
    Хочу сидеть за открытым окошком, увитым розами, пить традиционный английский чай из традиционной английской чашки с блюдцем и смотреть, как в прекрасном саду шуршит традиционный английский дождь. А потом, когда тучи развеются, придет время побродить по саду и наслаждаться его свежими запахами...
    Таня, тебе огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, а может и лучше, что нет прямого. Так народ рассеивается в какой-то степени, а при прямом был бы поток! Я изучила все возможные варианты, они все включали поезд и/или автобус, такси/авто и ходьбу в каком-то сочетании. Выбрала более лёгкий - без поездных пересадок. Можно было взять экскурсию автобусную, но для меня это не вариант. Брать такси и лишить себя удовольствия пройтись - ... Сюрприз был в том, что все источники не указывали точно, сколько времени идти. Я так рада, что одна знакомая, что хотела ко мне присоединиться, не смогла; она точно заказала бы машину. И не удалось бы мне тогда поговорить с барашками! Приходи ещё, будем смотреть Розовый сад!

      Удалить
  18. А я подумала о романах Джейн Остин.
    Вот именно в таком доме проживало семейство Беннет, или Бертрамов.
    Красиво.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, исторический сад, одним словом, настоящий!

      Удалить
  19. Все величественно и строго и .. красиво!! А ножки не промочила??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. berezka, когда там была, не замечала, а на следующий день обнаружила, что туфельки чуть промокли. Но только чуть!

      Удалить
  20. афигеть!
    сколько же здоровья надо - ухаживать за таким садом!! или сколько там их, ухаживающих, много??

    интересно было посмотреть-узнать, спасибо Танечка!!
    Садовые комнаты - это нечто! хоть знать буду :) и любоваться там можно наверняка, долгоооо
    и совсем неважно, какая погода на улице

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...