четверг, 20 сентября 2012 г.

О домашней работе в средней школе

По многочисленным просьбам.
Про домашнюю работу напишу тезисами. Сразу скажу, что главную роль  в том, как подходят мои мальчики к дом. работе, сыграла школа. Как-то незаметно для нас сложилось так, что они стали её делать без напоминания - раз, сразу после прихода домой после школы - два, и пока не выполнят основную её часть, развлекаться не идут - три. Да, и четвёртое - в пятницу они делают дом. работу на следующую неделю, не откладывая её на выходные. Бывает, что и на субботу-воскресенье что-то остаётся, но немного.

Нас, родителей, учили, как помогать детям учиться. В конце сентября традиционно проводится мероприятие "Назад в школу". Нас знакомят с программой на учебный год, раздают распечатки, а потом мы ходим по классам и общаемся с учителями-предметниками. Этот вечер - не для расспросов о своём ребёнке, а для вопросов о содержании курса, методике, специфике и т.п.
В течение года проводятся беседы для родителей с участием штатного специалиста по обучению, специалиста по компьютерным технологиям, директора средней школы и т.д.
Рекомендации, что приведу ниже, давались для родителей 5-классников. Чему нас будут учить в этом году (8 класс), узнаю 27 сентября.

Что от нас, родителей, школа хочет?
- Выбрать вместе с учеником рабочее место для него в доме/квартире - так, чтобы удобно было и для нас, и для него. Считается, что немногие ученики средней школы могут справиться, работая в одиночку в своей комнате. Рекомендуют в 5-6 классе не разрешать им работать с компьютером в своей комнате.
Рабочее место должно быть таким, чтобы его легко было убирать.
У него должна быть единственная функция - занятия (кухонный стол в этом смысле навряд ли подходит).
- При нём должна быть корзина/контейнер/коробка со школьными принадлежностями (карандаши, линейки, ручки, клей и т.п.)
-Чтобы не быть застигнутым врасплох, рекомендуют создать запас (листы ватмана, маркеры, и др. материалы для школьных проектов).
Наши дети долгое время делали дом. работу за большим журнальным столиком в гостиной или за столом в парадной столовой/библиотеке. Часто делали дом. работу, сидя или даже лёжа на полу, и ничто, ничто не могло их убедить в том, что это неудобно. Но главное - делали!
Родителей призывают создать какой-то порядок и сохранять постоянство, последовательность. Считают, что через постоянство, другими словами рутину, родители могут повлиять на успех ребёнка.

Контролируйте то, что в ваших силах:
* Имейте распорядок/рутину
* Будьте в курсе! Задавайте конкретные вопросы (Не 'Как дела в школе?',  на который скорее всего ответят 'хорошо', а например, 'Что нового узнали по истории?', 'Что было самое интересное сегодня в школе?' и т.п.)
* Помогите выработать хорошие привычки и, опять же, создайте удобное рабочее место
* Будьте наготове, если нужна ваша помощь. Давайте детям знать, что вы готовы и будете счастливы помочь
* Имейте семейное расписание. (У нас такого расписания нет, но есть настенный календать, в котором отмечаются командировки ММ, семейные поездки, записи к врачу, каникулы, время путешествий, дни рождения, мероприятия и т.п.

Рутина (это слово имеет какой-то негативный оттенок в русском языке. Наверное, лучше подойдёт слово порядок/распорядок)
- Когда имеется порядок, расписание, структура дня, у учеников остаётся больше энергии и внимания для того, что им предстоит выполнить, они чувствуют себя более комфортно и уверенно
- Изменения в распорядке случаются, они неизбежны, но старайтесь планировать заранее и обговаривать всё с ребёнком
Когда что-то изменяется в режиме/распорядке/расписании ( например, забираете ребёнка из школы в другое время,), обсудите, как получилось:
обсудите
напомните
обсудите
отдохните
пересмотрите, если надо
По поводу вышенаписанного: считается очень важным повторять ребёнку одно и тоже несколько раз, напоминать, обсуждать, не полагаясь, что он запомнит всё с первого раза и перестроится, если что-то изменилось в распорядке. Обсуждать, напоминать, пересматривать распорядок, а не выговаривать: "Ну что же ты, я же тебе говорил! Я же предупреждал! Забыл????" и т.п.

Американские парты, конец 19-го - начало 20-го века

Ещё о порядке/рутине:
* Утро должно быть спокойным:  (Ха-ха! Вспоминаются свои бега по утрам - то подгладить, то найти, то не забыть....)
Не забыть про завтрак (Один из наших учеников не завтракает, и ничего не можем с этим поделать. Но часов в 10 в школе отведено время для 'перекусить').
* В школу прибыть лучше немного заранее
* Дать с собой ланч или закуски (обязательно белки!)
* Забирать из школы в обговоренное время
* По вечерам дома должна быть спокойная атмосфера, снизить по возможности присутствие электроники (Нам как-то удавалось в предыдущие годы убедить детей в том, что ТВ в школьные дни не смотрится, только по выходным. В 7 классе и сейчас в 8-ом это не соблюдается. Пытаюсь сократить, однако!)

Помогаем детям выработать хорошие привычки:
- Отвести место в доме/квартире для 'прилёта/отлёта'
- Коробки/контейнеры/корзины полезны, чтобы всё необходимое для школы было в одном месте. В такой коробке на месте 'прилёта/отлёта' может, например, храниться макет, рисунок, поделка, которую завтра надо отнести в школу. Так легче не забыть! (У нас на кухне на полу было место для детских рюкзаков школьных. Туда же попадали справки, записки учителям, закуски/напитки для каких-то классных мероприятий и т.п. Утром с того места всё хваталось и отвозилось в школу)
- Школьный портфель/рюкзак/сумку всегда готовить с вечера!
- Помнить, что для выработки привычки требуется примерно 3 недели
- Привычки надо постоянно закреплять (напоминания устные и в виде записочек)

Семейный план на неделю
* Обсуждать со школьником изменения в расписании/распорядке и особые события
* Обсуждать время, оставшееся для дом. работы, и реалистично его распределять по дням/часам
* Обсуждать надвигающиеся контрольные и предстоящие проекты
* Распределить дом. работу на выходные (заранее продумать что и сколько в какой день выполнить, чтобы все 100% не остались на вечер воскресенья).


Музей. Школа в штате Вашингтон.
 Конец 18го - начало 20-го века. 
Надпись на доске на рисунке руки: правдивость, честность, пунктуальность, чистота, доброта.


Как родители могут помочь с дом. работой
- Будьте поддержкой ребёнку:
    - Показывайте заинтересованность, будьте рядом, но не вмешивайтесь
    - Ознакомьтесь с дневником/планёром
    - Не отвлекайте
    - Применяйте, если надо, 'метод бабушки' (Например, если вы не можете быть дома, когда ученик делает дом. работу, и не уверены, что он не убежит гулять или не увлечётся играми вместо дом. работы. Пригласите кого-нибудь, хотя бы бабулю, чтобы она в комнате сидела. Пусть не вмешивается, а просто там будет. Говорят, просто присутствие чьё-то помогает).
- Помогайте:
    - Используйте хайлайтер(светлый маркер), чтобы показать ошибки в работе
    - Отвечайте на все их вопросы в конце (чтобы они сами попытались сделать работу, а не просили подсказку за подсказкой)
    - Помогите с мелкими, но отнимающими время делами
    - Проверяйте дом. работу:
        - пусть ученик вслух читает вам
        - исправляйте только 1 или 2 ошибки, остальные отметьте, но сами не изменяйте.

Музей. Школа в штате Вашингтон.
 Конец 18-начало 20 века. ТВ - для показа программы о первых школах в штате.
 Надпись на доске: " 10 февраля 1901 года.
Если начал выполнять задание,
не останавливайся, пока не закончишь.
Большая работа или маленькая,
Делай её хорошо или не делай вовсе."

Другие рекомендации:
* Избегайте воопросов 'Почему?'
* Если ученик собирается позвонить однокласснику по поводу дом. работы, установите лимит времени и заранее оговорите, какие вопросы будут заданы.

Продолжение следует

***Copyright 2008-2012 TatyanaS http://pelageya2.blogspot.com/

23 комментария:

  1. полезно- полезно!!! Таня спасибо. занесу себе в блог в напоминалки!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, будешь подготовленной родительницей!

      Удалить
  2. Лера20/9/12

    Привет,привет!
    Очень интересно и поучительно.
    Что-то ведь пытаешься делать интуитивно, например, собрать в кучу то, что надо взять с собой.
    Но системы не выработано. Интересно, а все родители прислушиваются к советам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, про всех не знаю. Слышала от многих, что дети так же, как наши, приходят домой и сразу - за уроки. Многие родители в курсе всего, что в школе проходят, какие темы, какие тесты и т.п. Я часто узнаю про это задним числом. Знаю мамашек, у которых полные контейнеры бумаги и прочих материалов про запас в спец. контейнере. Особенно опытны те, у кого есть дети в старших классах.

      Удалить
  3. очень красивые парты в старой школе были. Люблю такие резные ножки. Напомнили почему-то старинные машинки Зингер.
    По поводу распорядков и правил - я ни разу в школе не слышала от учителей рекомендаций, но интуитивно примерно так поступаю:
    выделили место в общей комнате*( впрочем, он в ней и спит), после уроков спрашиваю про оценки, о том, что прошли, чего не понял, что понравилось, что нет.
    Накупила всякой канцелярки, чтобы если срочно нужно - было под рукой.
    И да, я всегда напоминаю обо всех планах.
    У него есть блокнотище, чтобы записывать то, что необходимо иногда вспоминать.

    Так что таки да, я наверное не самая плохая мамаша в мире.
    У нас в школе некоторые дети умудряются приходить на занятия без единой тетради и ручки для письма. МЫ конечно (родит. комитет) накупили на всякий пожарный всего в класс. Но учительница в шоке. Говорит, что вообще не осталось тетрадей. Потому что дети приходит неподготовленные.
    Блин, ну а как приучить к порядку, как приучить ребенка что-то делать, если постоянно не напоминать, если регулярно не делать что-то вместе? Не понимаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЦаревнаБудур, браво! Ты молодец! Нам перед началом каждого учебного года дают список, чего купить. Часть этого остаётся у ученика дома, в классе и в пенале/кармашке, а другая часть хранится у учителя для общих работ - чтобы клей, карандаши, и др. были в классе. Но персональные тетради и ручки не приносить в школу - это конечно... совсем безответственно. Ребёнок, понятно, может быть забывчив, особенно в первых классах. Здесь родители должны быть на высоте - помогать на первых порах готовить портфель, контролировать. У нас на выходной двери из дома в гараж висел листочек: а взял ли ты это и это, выключил ли свет, взял ли перекусить и т.п. В общем, должна быть команда: ученик, родители, учитель.

      Удалить
    2. Таня, мы стараемся :)
      Про записки на дверях при выходе/выезде - хорошая идея.. Нужно что-то такое тоже изобразить, иногда забывает сумку с формой спортивной.

      Вот ещё кстати, аккуратность. Обложки на тетрадях, книгах..
      Мне это очень нравится. К концу года ни учебник, ни тетрадь по любой работе не выглядят так, как будто их с рождения носили исключительно пинками по асфальту.

      А ещё.. А ещё я всегда выслушиваю ребенка. Вот всегда.
      Очень часто бесит, что выкладывает всё, до мельчайших подробностей. Муж вообще возмущается и говорит, что это пахнет стукачеством.
      За что получает в глаз от меня(морально, попробовала бы я на него замахнуться, он массой задавит) и объяснение, что если в их семье не было принято делиться переживаниями, то в нашей семье, которую мы с ним вместе создали, это будет нормой. Мне проще ориентироваться таким образом, что происходит в жизни сына. А вот когда он замкнется в себе - тогда будет поздно.

      Уроки делаем почти вместе. Я сижу во соседней комнате. Периодически покрикиваю, если вдруг понимаю, что какая-то колбаса за стенкой начинает балду пинать.
      Вроде 5 год учится, но периодически, как говорится, и на старуху бывает проруха.
      Вот уже 4 неделя учебы пошла. Он тут попытался было присесть мне на уши, что вот -"Мамочка, я тут ещё никак не въехал в учебу, адаптация, блаблабла".
      Угу. И получил трояк по английскому. За что был отлучен на некоторое время от занятий с репетитором по английскому языку.
      Ну, а зачем я трачу деньги на репетитора, если он даже домашнее задание не хочет выполнять, а надеется на свою память( пока, ттт, отличную).
      А все почему? Потому что в школе им про эту адаптацию постоянно говорят. ТОЛько не объясняют, что это такое, и это точно не сигнал к битью баклуш.

      Удалить
    3. ЦаревнаБудур, мы тоже много чего узнаём от детей по пути из школы домой. Думаю, это говорит о доверии детей к родителям. Про замкнётся - это точно; 'дверцу' всегда надо держать открытой. Про адаптацию это он лихо закрутил! Спортивную сумку - с вечера хорошо бы рядом с портфелем положить, а на двери ещё лучше - фото! этой! сумки! (только что идея пришла. Они же буковки могут проигнорировать, а тут раз - и объект визуально!) И в планёре/дневнике записывать - взять спорт. сумку! Ну а на первых порах мамочка, может, поможет напоминанием? Тут всё можно использовать в комплексе, пока не сформируется привычка. Успехов!

      Удалить
    4. Фото - это хорошо) Только сумку я сама всегда вешаю на крючок с рюкзаком.
      Причем поверх рюкзака. Но он категорически берет только его.
      Нет, иногда конечно и физкультуру не забывает, такое тоже случается.
      Видимо, адаптация(смеюсь).

      Удалить
  4. Татьян, спасибо. Очень содержательно. И фото интересные. Нам через год в первый класс, нынче пошли в стартовую школу. Вот, тоже пытаюсь наладить жизнь в новых обстоятельствах домашек и сборов рюкзаков.
    К

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, стартовая школа должна дать какие-то навыки организации, да? Это хорошо. Ну и мамашка сознательная - это уже пол-дела!

      Удалить
  5. Спасибо! Мой сын еще маленький, но возьму на заметку Ваши рекомендации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, вот-вот, с малышкового возраста и начинается страсть к организации! Игрушки сложил в коробочку - уже молодец, одёжку сложил аккуратненько перед баиньки - большой молодец!

      Удалить
  6. Какой у вас, всё таки, здоровый подход к учёбе и ее организации. Может потому, что у вас школа на частном финансировании? Хотя, я не думаю, что деньги решают всё.

    Вот только, что про своего ученика пост опубликовала. У нас не только не учат как учиться, но даже сами предметы изучают и оценивают, на мой взгляд, как-то не адекватно возрасту и возможностям обучаемых.

    Пошла распечатывать приведенные тобой рекомендации. Нам 100% пригодится. Может и учительнице дать почитать?
    Если еще что-нибудь интересненькое про организацию учебы вспомнишь, пиши обязательно! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксинья, твой пост пойду почитаю. Про подход к организации учёбы - все эти рекомендации делаются на основе исследований, разработок и т.п. специальных институтов и учреждений, занимающихся образованием. Они изучают, опрашивают, наблюдают, печатают свои выводы, а школы ими пользуются. Думаю, что эти рекомендации доступны всем, а вот как их конкретные школы используют, это вопрос. Наша школа подходит к этому серьёзно и родители в большинстве своём ответственные.

      Удалить
  7. Очень полезный материал, спасибо большое, Татьяна! Беру на заметку!
    Парты просто шикарные!

    ОтветитьУдалить
  8. У нас в школе таких рекомендаций не дают, родители неравнодушные как-то сами до них добираются... В нашем доме практически все так и есть, за исключением интересного нюанса: "Считается, что немногие ученики средней школы могут справиться, работая в одиночку в своей комнате." - не знала. И сын, и дочь делали уроки самостоятельно в комнате, потом несли родителю проверить-посмотреть, ну, или я\муж смотрели сами, заглядывая в комнату. Все остальное время они чаще с нами бывали, а уроки - отдельно. Мне казалось всегда, что это дисциплинирует. Задумалась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зоя, это замечательно, если дети самостоятельные! Возможно, что-то стоит за этой рекомендацией, чего я не помню.

      Удалить
  9. Таня, все твои посты люблю, а такие- особенно :))
    Об этом говорю постоянно, но в другой раз дам распечатанные памятки. Патамушта сил моих иногда не хватает. Сил и терпения. Вот на детей хватает, а на родителей нет :) Чаще стараются навредить :)))) Почему- для меня большой секрет. Прошу- доверьтесь, поверьте, не-е-ет- вредненько так думают многие. А я им- БАЦ!- бумажку под нос. Думаю, пользы прибавится.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, вот интересно - раздаёшь теперь те памятки или нет?

      Удалить
  10. отличные рекомендации! Так как дитяти у нас нет (кроме кошки)), то возьму на заметку на будущее!
    И вспомнила про себя - уроки я делала самостоятельно, но вот с алгеброй не всегда дружила. Но стоило маме присесть рядом (просто молча), то сложные задачи начинали решаться сами собой! Так что поддерживаю пункт о присутствии в комнате!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про маму - это здорово! Спасибо, Альбина!

      Удалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...