воскресенье, 6 февраля 2011 г.

Это то, что называют исторической памятью?

С вами такое бывает? Ни с того, ни с сего вдруг вспомнятся слова, и что-то заставит полезть в Интернет, чтобы прочитать все стихотворение? Вот вдруг случилось такое. Посчитала - стихотворение было написано 60 лет назад. Как? Откуда? Почему? Дождь за окном принёс? Наложились временные пространства? Как бы то ни было, вот оно:
Константин Симонов Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...
 А. Суркову
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
 Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
 Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
 И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
 Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
 Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
 Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
 Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
 А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
 Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
 Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
 Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
 Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:
- Родимые, Покуда идите, мы вас подождем.
 «Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
 По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
 Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
 За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
 По-русски три раза меня обняла.
1941
 


Кугач Ю.П. Летом 1941 года

11 комментариев:

  1. Ирина Х.6/2/11

    Помню и люблю эти стихи. Не могу сказать, что много могу прочитать наизусть, а эти стихи запомнила, хотя даже не учила...

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, Танечка, благодарю!
    (И за стихотворение с фото-картиной, и за вопрос-тему! Пойду - погрею в душе впечатления, затем - подумаю...)

    ОтветитьУдалить
  3. Ира, Наташа, спасибо! Дождь, наверное, навеял. Или какие-то волны уловила.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, у меня так тоже бывает... Услышишь какое-то случайное слово и в памяти всплывают, казалось бы, давно забытые строчки.
    Спасибо за Симонова)

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный7/2/11

    И у меня бывает, за стихотворение спасибо:) Ала.

    ОтветитьУдалить
  6. Оксана, Ала, спасибо! Может, это правда о параллельных мирах, которые существуют одновременно и иногда пересекаются? Вот задело же меня какой-то волной.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Таня. Уже неделю читаю Ваш блог с самого начала. Вот дошла до Симонова. Еще в школе оно меня сильно взволновало. Но я о том, что "Ни с того, ни с сего вдруг вспомнятся слова"... Вчера смотрю в окно, а ветер разгулялся в кронах деревьев. Вдруг вспомнилась строчка из Северянина: В этих раскидистых кленах мы разживемся все лето... Да, давно это было и было-то мне годков 23-24...
    Спасибо, Таня, за Ваш удивительный блог. С наилучшими пожеланиями - тоже Таня и тоже мама двух сыновей.

    ОтветитьУдалить
  8. Tisa, я очень благодарна, что Вы написали! Даже не представляете, как хорошо Вы сделали, что написали! Видимо, мы родственные души. Как найти Ваш блог? Вам и мальчикам всего доброго!

    ОтветитьУдалить
  9. Таня, спасибо Вам за такие теплые слова. Спешу извиниться: блога у меня нет. Я пока даже не "чайник", я только учусь. Мальчишки у меня большие - одному 21, а второму 16. Вот они у меня во всем компьютерном, интернетовском уж очень продвинутые. Это они помогли зарегистрировать меня на blogger-е. Если Вы разрешите, я пока таким способом буду
    иногда с вами общаться. Очень мне нравиться Ваш дневник. Все очень жизненно. Спасибо за понимание. Таня.

    ОтветитьУдалить
  10. Таня, половина посетителей этого блога сами блогов не имеют, так что это не проблема. Мне очень приятно, что Вы находите здесь что-то интерсное для себя. Любопытно, каким образом Вы нашли 'Пелагею'?

    ОтветитьУдалить
  11. Ох, Таня, опять я умылась слезами. Спасибо тебе, что напомнила это стихотворение.Как точно, в самое сердце, какими сильными словами Симонов пишет о Родине: милая и горькая земля...

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...