пятница, 29 октября 2010 г.

Осень

Осень. Время радоваться нечастым солнечным денькам и удивляться кружеву паутинок
*

Все фото можно увеличить лёгким движением пальчика
*
Время разложить, как пасьянс, семена, затем собрать их в конвертики и скляночки и забыть о них до весны
*

*
Время собирать и сушить календулу
*
*
Делать из неё настойки
*
*
И просто смотреть на неё, золотую, пока она не завяла.
*

*
Осень. Время обожать огромные седеющие цветки гортензии
*
 
*
Делать букеты из сухих бодылок и оставлять на садовых столиках так, чтобы видеть их из окна
*

*
Время спасать от заморозков последнюю петрушку
*

*
Заносить в гараж садовую мебель к радости мохнатого друга, который устроит на ней королевскую лежанку
*

*
Время запечатлеть всё это на снимках, чтобы смотреть на них, когда на дождь уже устанешь смотреть.
*

*
Осень. Время украшать дом букетами последних цветов, сушёными травами и смешными кабачками
 *
 
*
Смотреть на тёплые маленькие язычки свечек и думать о прошедшем лете.
*
 
***
Напоминание: Розыгрыш Рождественского сапожка от Dimensions -
см. пост:
Результаты - 1 ноября ( по моему времени, которое на 11 часов позже московского).
 
*** Copyright 2010 TatyanaS

суббота, 23 октября 2010 г.

О духоборах

Недавно одна из моих коллег по классу йоги принесла мне газетную вырезку. 
"Таня, прочитай и скажи мне, это та же группа русских староверов, о которых ты рассказывала после своей поездки на Аляску, или нет?" 
Дома я посмотрела на название статьи и сначала никак не могла понять, что это за имя "Doukhobor". Дукхобор... Докобор... Стала читать. 
И когда увидела выражение "борцы духа", поняла - Духоборы, вот что означает это имя! 
Нет, это не староверы. Кристин Джексон, редактор отдела путешествий газеты Сиэттл Таймс, в июле 2010 года опубликовала статью "Живая История. Наследие Духоборов юго-востока Британской Колумбии". 
Британская Колумбия, эта канадская провинция, расположена совсем рядом с нами, со штатом Вашингтон. 
Запрятанная среди зеленых равнин юго-восточной Британской Колумбии, горстка столетних кирпичных домиков - молчаливые свидетели старого образа жизни. 
Было время, когда эти дома принадлежали духоборам, христианским пацифистам, укрывшимся в этом дальнем уголке Канады от религиозных преследований российских царей в 19 веке. 
Около 6 тысяч духоборов осели около Кастлегар и Гранд Форкс в начале 1900-х и основали десятки крохотных деревень, в которых они жили коммунами. 
Они производили кирпич и строили дома, расчищали лес и садили плодовые деревья, возделывали землю, выращивали овощи и пряли овечью шерсть для своей скромной одежды.



Фото Центра духоборов: На сортировке фруктов, 1925г.

На протяжение десятилетий в долинах раздавалась русская речь духоборов и были слышны их протяжные гимны и псалмы. 
После такого предисловия Кристин Джексон возвращается в 21 столетие. 
Для обычного посетителя, пишет она, наследие духоборов открывается не сразу. Коммунальные деревни давным-давно растворились, и многие дома разобраны из-за крепкого кирпича. 
Северо-американские духоборы, по оценкам их около 30 тысяч, влились в канадское общество, и большинство их осело в Британской Колумбии.



Фото Центра духоборов:
Перед собранием в Кастлегар, Британская Колумбия, 1920-е г.г. На заднем плане - типичный деревенский дом духоборов. 

И все же, если не пожалеть времени и заглянуть поглубже, можно понять, что культурное наследие духоборов живо. 
В маленьких городках Кастлегар и Гранд Форкс в кафе с покрытыми виниловыми скатертями столиками подают борщ и пироги. 
Школьники щебечут по-русски, благодаря языковым программам в общественных школах. Много русских фамилий, таких как Давыдовы и Поповы, и половина, а иногда и больше, населения в некоторых районах имеет духоборские корни. 
Можно увидеть пожилых женщин в традиционных платках или, если вам повезет, услышать пение хора духоборов, капеллы, на русском языке. 
Весной этого года Кристин проехалась по лыжным курортам и поселкам горняков, от горячих источников в лесах до Нельсона, на удивление космополитичного центра района с названием Западный Кутенай. 
Городок с 10 тысячами населения имеет любовно сохраняемые строения 19 века, комфортабельные отели, хорошие рестораны и многокультурную атмосферу. 
В Кастлегаре она посетила Центр Духоборов. Это музей, который представляет собой воспроизведенную деревню духоборов, где можно увидеть, каковой была их жизнь в начале 19 века. 
Высокие кирпичные дома с узкими окнами и широкими верандами высятся на холме над рекой Колумбия. 
В каждом таком доме жила "расширенная" семья с дюжинами мужчин, женщин и детей. 
Для куратора музея, 70-летнего Ларри Ивашина, который трудится здесь уже 17 лет, музей - это связь с его духоборским прошлым. 
Он покажет вам традиционную кухню с печью из кирпича и глины, деревянный стол для простой еды, ряды маленьких спален наверху со сделанными вручную кроватями и стульями. Несколько рукодельных ковров, некоторые почти 100-летние, висят на стенах. 
Ковры были традиционными подарками для новобрачных.


Фото Центра Духоборов. Небольшой музей в Кастлегар, Британская Колумбия, дает представление, как члены религиозной русской группы жили в начале 1900-х на юго-востоке Британской Колумбии. 

В другом музейном доме - исторические фотографии, начиная с коммун духоборов 19 века из России и Грузии, их первых времен в Канаде и до настоящего времени. 
На одной из фотографий первых дней духоборов в канадских прериях, до переезда их в Британскую Колумбию - шеренга женщин в длинных платьях и платках, тянущая плуг по полю. Жизнь всегда была для духоборов суровой. 
Их имя означает "борцы духа". Они появились в России в 1700-х как отступники от Русской Православной церкви, отрекшиеся от церковной иерархии, ритуалов и моления иконам. 
Они избегали употребление мяса (многие и сейчас остаются вегетарианцами), алкоголя и курение. 
Те, кто обосновался в Британской Колумбии в начале 1900-х, работали на полях, на фабриках, производивших джемы, или на кирпичных фабриках, которые они основали около Кастлегара. Традиционно пренебрегали властью, церковной и государственной. 
Будучи пацифистами, отказывались служить в армии. 
Христианские службы проводились и проводятся просто и без священника. 
Духоборы поют псалмы, гимны и читают свои собственные молитвы за столом с хлебом, солью и водой, символизирующими самое простое в жизни.
"Духоборы верят, что дух Господа живёт в людях. Они не поклоняются иконам, они поклоняются друг другу," - сказал Ивашин. 
В поисках мирной и замкнутой жизни духоборы не избежали столкновений с внешним миром. Тысячи мужчин сожгли свое оружие во время антивоенных протестов в России в 1895 году, еще более накалив существовавшее напряжение, что в конечном счете привело к их массовому исходу в Канаду.
Лев Толстой морально поддержал духоборов и помог оплатить их переезд в Канаду. 
Памятник Толстому стоит у музея в Кастлегаре. 

Я провела небольшое исследование и на сайте http://feb-web.ru нашла такую информацию:
"В середине 90-х годов Л. Н. Толстой познакомился с духоборами. Сначала это знакомство было заочным — по переписке, а потом и личное. Толстой неоднократно встречался с руководителем общины П. В. Веригиным и другими духоборами. Он с волнением следил за трагическими событиями, происходившими в это время на Кавказе — за отказ от несения воинской службы духоборы жестоко преследовались правительством. В феврале 1897 года они наконец получили разрешение переселиться из России за границу и обратились к Толстому за помощью. «Переселение духоборов поглощает теперь все мое внимание», — сообщал он И. М. Трегубову. Толстой обратился с письмами к частным лицам и в русские и иностранные газеты, призывая оказать духоборам помощь выбором места для их переселения и «собиранием денежных средств для осуществления самого переселения». Сам же Толстой, уже отказавшись к этому времени от гонораров за публикацию своих сочинений, решает отступить от этого правила. Гонорар за роман «Воскресение», изданный в России и за границей, он передает в помощь духоборам. С неизменным восхищением он отзывался о духоборах, называя их «людьми 25 столетия». 

В Канаде духоборы нашли и мир, и преследование, и не избежали разногласий в своей же среде. 
Пётр Веригин (тот самый, что встречался со Львом Толстым), который возглавил их переезд в Британскую Колумбию в начале 19 века, погиб во время так и не раскрытого взрыва поезда около Кастлегара в 1924г. 
Он похоронен в нескольких милях от музея. 
Сыны Свободы, небольшая радикальная ветка духоборов, замелькала в заголовках газет в 1950-е и 1960-е годы. 
Они противились налогам, школьному обучению, частной собственности и государственной власти. 
Некоторые сожгли свои собственные дома и забросали бомбами дома основной ветви духоборов. 
Они маршировали нагишом, протестуя против материалистичной жизни. 
Интенсивные усилия по воссоединению помогли успокоить протесты к 1970-м годам, и сейчас духоборы продолжают процесс об'единения и сбережения наследия. 
В наши дни Центр Духоборов воспитывает культурную гордость с помощью своих экспозиций и мероприятий, включая выставки, фестивали и даже коммунальный сад. 
Местный гербалист Нетта Зеберофф создаёт сад, такой, как имели ее предки-духоборы, и делает традиционные травяные настойки. 
"Наследство сохраняется, - сказал Ивашин. -Пацифизм, здоровый образ жизни, экология - это всё идеи, о которых говорили духоборы на протяжение сотен лет. 
Теперь они важны, как никогда." 

Автор статьи, Кристин Джексон, приводит отличные источники (правда, на английском языке, но с фотографиями) информации о духоборах: www. usccdoukhobors.org и www. doukhobor.org 
В статье также дается интересная характеристика района Кутенай как культурного перекрёстка. 
Тысячи лет эта местность была домом для местных индейцев (которых канадцы индейцами не называют, а зовут их Первыми Народами). 
Индейцы жили вокруг озер и вдоль рек, виляющих среди крутых гор. 
В 1880-е годы сюда приехали белые поселенцы и золотоискатели, а затем китайские рабочие для строительства железных дорог. 
В начале 1900-х итальянцы стали ядром работающих в плавильнях, а затем прибыли русские духоборы после короткого пребывания в канадских прериях. 
В 1940-е тысячи канадских японцев насильно были переселены сюда с побережья Британской Колумбии и помещены в лагеря в Кутенае. 
В ходе Вьетнамской войны американские военнослужащие, отказывавшиеся воевать, обосновывались в местных лесах и жили в бывших домах духоборов в Нельсоне. 
Такой вот международный котел! 

Для написания поста использован источник: Кристин Джексон. Статья "Живая история. Наследие духоборов на юго-востоке Британской Колумбии", газета Сиэттл Таймс, 11 июля 2010г. Фотографии принадлежат Центру Духоборов и опубликованы в Сиэттл Таймс. 



Британская Колумбия на карте Канады: юго-западная провинция, граничащая со штатом Вашингтон.
Источник: http://www.canadamaps.info/canadamaps/politicalmap.asp

Если вам захочется узнать побольше о духоборах, на Интернете есть много сайтов с информацией о них.
****

***Перевод и комментарии: 2010 TatyanaS

пятница, 22 октября 2010 г.

Розыгрыш. Dimensions Рождественский сапожок

Отдаю кота в хорошие руки. Шутка. Кота у меня нет. Был, но мы его потеряли. Грустная история, да и не отдала бы я его ни за что ни в какие руки. Но есть у меня наборчик для вышивки, который мне ну как рыбе зонтик.

*** Дизайн Jane Maday, 2006. Набор содержит шерстяную пряжу, х/б нить, 14 count white Aida, felt, instructions. Ткань 33 х 51 см.
Присылайте заявки, я напечатаю имена, сложу их в большую шляпу, и мой помощник вытащит имя победителя - 1 ноября.
Удачи!
*** Copyright 2010 TatyanaS

среда, 20 октября 2010 г.

Белки

Белки в саду бывают такими шкодными - выкапывают луковицы, растормашивают землю, создают беспорядок, сбрасывая вниз с высоченных елей шишки и потроша их.


На верхнем фото - мелкая порода, тёмно-коричневые,
на всех остальных фото - крупные серые..
Они довольно крикливые, и иногда кажется, что они "разговаривают" с нами и даже дразнят собаку.

Но какое же удовольствие наблюдать за ними, как ловко они шмыгают с ветки на ветку, гоняются друг за другом, играют!

Добрались они и до ягод. Так смешно лапками захватывают тонкие веточки и отправляют ягодки в зубастый ротик! Видите ягодку у нее во рту?

***Copyright 2010 TatyanaS
Posted by Picasa

вторник, 12 октября 2010 г.

Кусочки итальянской керамики


Все фото, кроме очаровательной пары, можно увеличить легким кликом вашего пальчика
*
Вижу, что кто-то попадает на мой блог, разыскивая в сети "амальфитанскую керамику" и "керамику Равелло". Девушка, вы не стесняйтесь, напишите, что вас интересует, может, я что дельное и подскажу.
*
*
Поскольку я привезла несколько кадров из своей сентябрьской поездки как раз с этой самой керамикой, публикую их. Ну что сказать? Красивая керамика! И много. *
*
Я купила лишь одну вещичку для кухни. Надо сказать, спонтанно. Там ведь такая атмосфера в этих лавках - зайдешь из любопытства, начнешь смотреть, мысли всякие начинают приходить в голову, ну а если вступишь в беседу с владельцем или продавцом, то все - пошло-поехало!
*
*
Заодно можно и оду своим голубым/карим глазам послушать, и сразу вспомнить, как пишут про итальянских мужчин - " В Нью-Йорке есть психолог, который предписывает поездку в Италию женщинам, которым нужно повысить свою самооценку. Итальянские мужчины преуспели в искусстве флирта - это один из шедевров этой страны.
Женщины всех возрастов обожаемы здесь.
Наслаждайся им, но не воспринимай слишком серьезно. Это все в духе: 'Вы женщины, мы - мужчины. Мы живы! И как прекрасна игра, в которую мы играем!'
Если вы столкнетесь с приставанием, а не с флиртом, громкое 'Вай! Вай!', временем проверенное средство, остановит его." (Сюзан Ван Аллен "100 мест в Италии, которые каждая женщина должна посетить").
А как смешно, когда тебя называют маммой. Начинают супруги одновременно говорить, мужа прерывают со словами типа: 'Погоди, слушай, что Мамма говорит!' Мамма у них - святое!
*

*
Но возвращаемся к лавкам.
Можно торговаться. Некоторые покупают, не торгуясь, но я прошла китайскую школу. Когда я жила в Китае, нам об'яснили, что для китайца продать товар без 'переговоров' - не дело. Им нужно получить удовольствие от процесса переговоров. Для них это - игра, они моральное удовлетворение от нее имеют. А кто-то даже сказал, что если ты не торгуешься с ними, с китайцами, то ты для них - пыль. Грубо, конечно, сказано. Какая же мы пыль, мы песчинки в море вечности! Тем не менее, торговаться я привыкла, и результаты почти всегда положительные. Всегда помню, что цена - это столько, сколько покупатель согласен заплатить за данный предмет, и за сколько продавец согласен его отдать. Все должно завершиться к взаимному удовольствию. Это лавка на Капри. Сейчас, когда я смотрю на фото, я себя спрашиваю, как я не заметила это блюдо, верхнее.
*
*
Очень оно мне нравится. Вот в этом все и дело - не нужны мне блюда, есть они у меня - и турецкие, привезенные мужем, когда он там службу проходил, ценные и чудесные, и итальянские, простые, но красивые, купленные в розничной торговле, и мексиканские, яркие, веселые, подаренные друзьями, и т.д. Но когда ты эту красоту увидишь, то сразу забываешь, что тебе это не нужно.
Вот возьмем эти тарелки.
*

*
Мы о тарелках совсем не думали. Но в одном месте, в Равелло, попала я в эту удивительную паутину - когда вдруг хозяин начинает тебе выставлять все 14 узоров, и тебе уже думается, что да, хорошо бы новые тарелки заиметь, а то старые куплены энное количество лет назад и т.д., и т.п. И не с белым донышком хочется, а именно такие, полностью расписанные. И как хорошо, что можно просто разрешить вечную проблему выбора. Не надо страдать, выбирая один-единственный узор, надо просто составить, например, набор из 4-х разных узоров. Они ведь все сочетаются по расцветке. Зато как интересно будет обедать! В нашем случае, все кончилось 'удачно' - тарелки выплыли на горизонт в вечер перед от'ездом, ну а для меня это очень короткий период для принятия решения. Так и уехали к своим старым тарелкам, которые были очень рады, что их еще не отправляют на пенсию. Но мыслишка осталась... Кроме лавок, останавливались на самих фабриках, где керамика творится.
*
*
На каждой такой фабрике утверждают, что их изделия - самые лучшие. Впечатляет, как они демонстрируют крепость изделий - колотят одной, например, миской по другой, у тебя сжимается сердце, а ей, миске, хоть бы что! Даже крамольная мысль посетила: а не сделаны ли именно эти миски из металла, хи-хи?
*
*
В одной из таких фабрик размечтался уже мой муж. Он увлекся идеей стола садового. Уж распишут его тебе и так, и эдак, и внесут твои идеи, например, можно по кругу там и сям вставить имена членов семьи, можно... и пошло-поехало. Короче, шедевр, который можно передавать из поколения в поколение. Тысячи за три долларов, минимум, а можно столик побольше и покруче, будет у тебя в саду такое творение.... Еле остановила его грёзы. Кризис, говорю, еще не закончился, как шарахнет, так и не будешь знать, куда с этим столом бежать. Даже что-то про надгробную плиту расписную вставила. Подействовало. А вообще у нас есть немало творений, которые мы купили именно так, спонтанно: мишка, вырезанный из дерева в Монтане, пара антикварных натюрмортов из Англии, принты из старых английских книг по садоводству, приобретенные на знаменитой цветочной выставке в Челси, квилты, впаренные нам китайцами на Великой китайской стене и т.д. В последние годы, правда, мы стали лучше свою спонтанность контролировать, руководствуясь принципами: 'ТУДА с собой ничего не унесёшь' и 'В незахламленном жилище легче дышится'. Что интересно, тормозом в охватывающей страсти приобретения выступаю в основном я. Если бы не я, и столик расписной стоял бы в моем саду, и на пятой модели Баварских Механических Работ бы уже ездила, и .... Дурочка, что ли?
Ладно, вернемся на очаровательные узкие итальянские улочки!
*

*

*
Чудесные они, итальянские улочки, и керамика в них чудесная.
Автор вышеупомянутой книги призывает не терять бдительность, чтобы, например, не привезти домой блюдо с надписью 'Сделано в Японии'. Итальянская керамика, соответствующая традициям, имеет штамп Ceramica Artistica & Тradizionale. Если такого штампа нет, а вы непременно хотите изделие ручной работы, советует она, проверьте, имеется ли на дне непокрытый глазурью знак, а также внимательно посмотрите на роспись: если мазки неровные, то работа ручная. В Италии несколько районов, славящихся керамикой, пара из них - это Умбрия и Амальфитанское побережье ( здесь она называет городки Vietri Sul Mare с его огромным Сeramica Artistica Solimene и Равелло с его Ceramiche d'Arte Pascal). С Паскалем мы разговаривали, и тарелки на снимке в этом посте - это в его магазине. Цену он предлагал мне ниже, чем у конкурентов.
Ну вот, пожалуй, и все! Удачных покупок!
Или просто удовольствия от созерцания красоты!
*

*** Copyright 2010 TatyanaS

воскресенье, 10 октября 2010 г.

Краешком глаза

*
Староверы, старообрядцы, раскольники на Аляске. Сразу оговорюсь, данный пост ни в коей мере не претендует на научое исследование данной группы населения. Это чисто личные впечатления и выводы.
Впервые я увидела их в Портленде, штат Орегон. Наша группа была на экскурсии на одном из швейных предприятий. Мы сразу заметили женщин в платках и почувствовали, что они - наши. Они тоже нас заметили и, строча на машинках, урывками на нас поглядывали, как мне показалось, довольно дружелюбно. Пока мы дисциплинированно слушали представителя фабрики, один из членов нашей группы "сходил на разведку" и по выходу из здания сообщил, что это наши староверы.
Боярыню Морозову помните? На санях, с поднятой рукой?
*
*
Вот эти швеи - ее единоверцы. Их предки в 17 веке отказались принять реформу церкви, задуманную Патриархом Никоном. Предусмотренные изменения, на наш, современный взгляд, были несущественны (сколькими пальцами креститься, как писать имя Исуса (Иисуса), сколько раз в молитве произносить Алелуйя, и др.). Но это для нас, сегодня. Для них, триста лет назад, они казались еретикой, покушением на саму веру. Целыми семьями и деревнями сжигали себя в скитах, а кто не хотел умирать, тайно, по ночам уходил из деревень и встречались в назначенном месте. Разбредались по России, находили глухие места, где никто не мог покуситься на их основы. Север, Сибирь, Дальний Восток. Грянула революция, гражданская война, они - в Турцию, Румынию, Китай, в Маньчжурию (какое красивое имя, правда? Маньчжурия). А с 1957 года, когда и китайцы решили податься в коммунизм, они - кто куда смог - в Малайзию, Таиланд, Австралию, Новую Зеландию. Представили русских крестьян в Юго-Восточной Азии? Около тысячи собрались в Гонконге. ООН подключилась к их расселению. Нашлись страны, согласившиеся взять к себе староверов - Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай. Опять давайте представим русских крестьян в теплых тропических странах. Не вписываются, да? И вот в 1996 году Соединенные Штаты разрешили им в'езд. Большая масса поселилась в Орегоне. В городке Вудбёрн и сейчас живут тысячи староверов. *
*
Орегон принял переселенцев хорошо, терпимо, хотя языка они не знали. Через несколько лет стало ясно, что американский образ жизни 'захватывает' детишек. Один из староверов рассказывал, как начали его мальчишки потихоньку утаскивать из магазина то шоколадку, то еще что. Владелец магазина вызывал полицию. Полицейский приходил, забирал пацанов, отвозил их домой и проводил беседу с родителями. Увидев угрозу вере, устоям, морали, стали думать о другом месте. Аляска показалась идеальной. Огромная, населения - немного, далеко от цивилизации, и еще - зима! Зима, ребята! Все четыре времени года в наличии, к которым так привычна русская натура. Одна семья переехала, другая. Одна деревня образовалась, несколько других выросли рядом. Были они построены так близко друг к другу, что стали их называть по имени первой деревни - Николаевском. Да-да, не Николаевкой, а Николаевском. Это было первым, о чем я подумала, увидев название. Потом и у Василия Пескова прочитала о том, как необычно это городское название для небольшой деревни. *
*
В Николаевск мы поехали летом 2010г., в июле. Сделали перерыв среди своих рыбацких будней, и поехали туда на обед. Теперь отступление. Сначала у меня в голове была неразбериха насчет русских на Аляске. Какие русские? Теперь немного все прояснилось. Я бы разбила всех аляскинских русских на три группы. Первая: Потомки тех, что жили здесь во время 126-летнего периода, когда Аляска была русской. Среди них много таких, в ком смешана русская и индейская кровь. Браки русских поселенцев с женщинами из местных индейских племен были делом обычным и поощрялись. Мой пост с фотографиями одной такой деревни здесь: "Много 'почему' и одна аляскинская деревня" (http://pelageya2.blogspot.com/2010/07/blog-post_29.html)
Вторая группа: Старообрядцы, переселившиеся на Аляску в основном из штата Орегон в 1969г. и позднее.
Третья группа: современные русские, обосновавшиеся тут в послеперестроечное время, многие с Дальнего Востока, кто учился здесь, гостил, работал и т.д. В первые же минуты пребывания в Анкориджском Университете, куда заглянула во время командировки, я увидела и услышала русских. Надо было оговориться в самом начале: под русскими подразумеваются не только сами русские, но и другие национальности бывшего Союза.
*
Рядом с Николаевском. Когда-то здесь были непроходимые леса, но пожары и жучок сделали свое дело.
*
Итак, старообрядцы на Аляске - это НЕ потомки тех поселенцев из России, что осваивали, изучали, строили Аляску в 18 веке. Большинство из них, старообрядцев, родились за пределами России (очень многие - в Китае) и никогда в России не были.
Вернемся к нашему обеду. В местной газете (останавливались мы в Солдатном на Кинайском полуострове, уже второй год подряд) мы увидели об'явление о русском кафе в поселке Николаевск.
*
*
Я позвонила. Ответила хозяйка, Нина. Договорились на среду. Пока разговаривали, я услышала, как Нина переговаривалась почтительно с кем-то, кого она называла Матушкой, как говорила ей, где найти варенье из ревеня. Уже стало интересно. Многие ли из нас имеют это слово в лексиконе - матушка? Я человек любознательный и провела небольшое расследование в сети. Узнала, что Нина приехала в Николаевск 10 лет назад из Хабаровска. В Хабаровском крае существует одна из старообрядческих общин. Пришло время, поехали. Высматривала по дороге указатель на поселок. Зря высматривала. Указателя нет. И вообще, оказывается, было время, когда около в'езда в деревню стоял знак "Деревня Николаевск. Частная территория. Дорога закрыта".
*
*
Всю деревню мы так и не об'ехали, но из того, что видели, запомнилось следующее. Дома стоят не вплотную, довольно далеко друг от друга. Дома всякие, есть побольше и покрепче, есть поменьше и попроще. Я показываю вам лучшие из домов, что мы видели. Как-то неловко мне было фотографировать скажем так, другие домики.
*
*
Больших огородов и садов я не увидела. Были несколько грядочек. Может, не рассмотрела. Уже привыкла к американским дворам с кустами, клумбами, живой изгородью и прочей зеленью вокруг дома. Почему-то и здесь ожидала увидеть сады. Но мне позже напомнили, что и в России во многих деревнях у многих домов садов нет.
 *
*
Большинство жителей деревни летом заняты на ловле рыбы. Она - один из основных источников дохода. Даже молоденькие девчата уходят с отцами в море и зарабатывают хорошие деньги за неделю-две. Деревня выглядела пустой.
 *
*
Пока я фотографировала церковь, увидела лишь двоих мальчишек лет 10, что шли по обочине дороги и палками сшибали сорняки. На нас мальчишки обратили ноль внимания. На обратном пути мы увидели лишь четырех девушек. Одна из них косила лужайку, сидя на современном тракторе-травокосилке. Муж сразу отметил, что не часто увидишь девчонку на тракторе в длинной юбке. Навстречу нам ехал такой же трактор с тремя подружками, тоже одетыми в длинные самошитые юбки, кофты и с косынками на голове. На нас - ноль внимания.
Кафе, как мы поняли, не было предметом любви среди жителей деревни. Привлекает оно туристов, заезших чужаков, которым здесь не рады.
На обед мы откушали: пельмени, пирожки с капустой и картошкой, борщ и чай с недомашними заварными шариками.
*
*
Нина была поваром, официанткой, рассказчицей и т.д. - всё в одном лице. Что удивило? Все ж таки довольно долго я здесь прожила и, видимо, чуток изменилась. А что же говорить о моем муже, который бывал в так называемых русских ресторанах Нью-Йорка, например в Русской чайной комнате и Петрошии, но их нельзя назвать 100% русскими, они рассчитаны на американских посетителей. Нина же под них, посетителей, не подлаживается. Какая есть. Это ее заведение, она хозяйка, а вы гости и подчиняйтесь ее правилам. Повелительное наклонение, к которому американцы непривычны, было здесь королем! Дети садятся сюда, родители садятся сюда, берите это, ешьте вот так, пейте, дети пробуйте! вы это не едите? а у меня попробуйте! Всё - под руководством. Никакой демократии, ха-ха! Но - вкусно! Про Нину можно много писать, про нее и документальный фильм снят, и написано немало. Она и в школе с детьми занятия вела, пока не закрыли русскую программу. Матушкой она называла свекровку, а свекор ее, Кондратий Фефелов, умер в 2008г.
*
*
Он в 1945 г. покинул Сибирь, стал охотником в Маньчжурии, затем перебрался в Бразилию, потом - в Орегон. Он был одним из первых, переехавших с семьей на Аляску и с нуля построивших деревню. До 80-х годов у николаевцев не было священника (это история долгая и корни ее уходят в 17 век). Часть николаевцев (поповцы) решила восстановить священнство. Они отыскали старообрядческую церковь в Румынии, посетили ее, и тамошний священник расписал построенную в Николаевске церковь, а также официально произвел Кондратия Сазонтовича в священники (1983г.). Я извиняюсь, если применяю неверную терминологию.
*
*
Кондратий Фефелов, кроме Николаевской, также построил церкви в Орегоне и Хабаровске. Другая часть жителей деревни (беспоповцы) не пожелала иметь священника, и многие из них переселились в другие места. Я была рядом с одним из них - Качемак село. Добраться до него довольно трудно, я видела крутой склон, по которому они неизвестно как и на чем спускаются и поднимаются. Пройдя немного в сторону села, я увидела группу молодых девчат и парней. Они говорили по-английски, но одеты были в одинакового цвета косоворотки и платья. Похоже это было на встречу одноклассников.
Но вернемся в прошлое лето. После обеда Нина нарядила нас всех в одежды, сшитые здесь же, в деревне для 'фотосессии'.
*
 
Старалась, выбирала лучшее. Показывала, где вышивка машинная, где ручная. Один из поясков на мальчиках - 50-летней давности, не помню, какой именно. Вынесла норковые шапки для мальчишек, не всем так везет, только дорогим гостям. Спасибо, Нина! Мальчики позже, уже после поездки, говорили мне, что им у тебя понравилось.
*
 
*
И за сбор чая спасибо, и за маленькие сувенирчики для мальчиков. Расставшись с Ниной, на выезде из деревни, мы встретили проезжавшего мимо местного жителя. Лет 50-ти, в очках, в бейсболке, он замедлил свой автомобиль и сердито, на английском, прокричал нам что-то вроде "Уезжайте отсюда!" *
Почта и магазин
*
Ну вот, приехали! Не рады здесь посетителям, не рады. А что же сделать? Страна эта свободная, люди ездят куда хотят. Меняется жизнь, и Аляска меняется. Неужели опять будут искать наши старообрядцы уединенное место? Да навряд ли. Дети, как мы слышали и читали, не очень охотно говорят по-русски, не проявляют интереса к церкви, частично потому, что не понимают старославянский язык. Рыбная промышленность, в которой были заняты мужчины, находится не в лучшем состоянии, и многие в поисках работы переехали в другие города, например, в Хомер, Анкоридж.
Большинство староверов являются американскими гражданами.
*
* Влившись в общество политически и экономически, они все же чувствуют себя социально-обособленной группой - так говорят специалисты, напимер, Ричард Моррис из Университета Орегона.
В заключении, снимок, который я сделала во время садового тура в городке Хомер на Аляске. На нем - супружеская пара староверов, тоже пришедших посмотреть на сады.
*
*
Я бы обязательно с ними хотя бы поздоровалась, но их уже 'перехватила' другая дама, и они активно обсуждали какой-то кустарник. Ну что ж, до другого раза.
*

*** P.S. - Если хотите посмотреть на сшитую в недавние годы одежду старообрядцев, которую обнаружила автор ниженазванного сайта в комиссионном магазине г. Фэарбэнкс на Аляске, кликните:
http://www.costumes.org/classes/uafcostumeshop/pages/costumehistcollect/oldbeliever.htm http://www.costumes.org/classes/uafcostumeshop/pages/costumehistcollect/oldbeliever.htm - Нина порекомендовала мне книгу Александра Долицкого "Русские староверы на Аляске" . Она лично, с помощниками, готовила обед для него и всей группы (40 человек), когда они посетили Николаевск. - Если вам захочется побольше узнать о староверах, в Интернете сейчас довольно много информации, надо просто набрать, например, Староверы в Америке.
- Очень интересно написано об этих людях с трудной судьбой у Василия Михайловича Пескова в его замечательной книге "Аляска больше, чем вы думаете".
***
Copyright 2010 TatyanaS
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...