суббота, 23 октября 2010 г.

О духоборах

Недавно одна из моих коллег по классу йоги принесла мне газетную вырезку. 
"Таня, прочитай и скажи мне, это та же группа русских староверов, о которых ты рассказывала после своей поездки на Аляску, или нет?" 
Дома я посмотрела на название статьи и сначала никак не могла понять, что это за имя "Doukhobor". Дукхобор... Докобор... Стала читать. 
И когда увидела выражение "борцы духа", поняла - Духоборы, вот что означает это имя! 
Нет, это не староверы. Кристин Джексон, редактор отдела путешествий газеты Сиэттл Таймс, в июле 2010 года опубликовала статью "Живая История. Наследие Духоборов юго-востока Британской Колумбии". 
Британская Колумбия, эта канадская провинция, расположена совсем рядом с нами, со штатом Вашингтон. 
Запрятанная среди зеленых равнин юго-восточной Британской Колумбии, горстка столетних кирпичных домиков - молчаливые свидетели старого образа жизни. 
Было время, когда эти дома принадлежали духоборам, христианским пацифистам, укрывшимся в этом дальнем уголке Канады от религиозных преследований российских царей в 19 веке. 
Около 6 тысяч духоборов осели около Кастлегар и Гранд Форкс в начале 1900-х и основали десятки крохотных деревень, в которых они жили коммунами. 
Они производили кирпич и строили дома, расчищали лес и садили плодовые деревья, возделывали землю, выращивали овощи и пряли овечью шерсть для своей скромной одежды.



Фото Центра духоборов: На сортировке фруктов, 1925г.

На протяжение десятилетий в долинах раздавалась русская речь духоборов и были слышны их протяжные гимны и псалмы. 
После такого предисловия Кристин Джексон возвращается в 21 столетие. 
Для обычного посетителя, пишет она, наследие духоборов открывается не сразу. Коммунальные деревни давным-давно растворились, и многие дома разобраны из-за крепкого кирпича. 
Северо-американские духоборы, по оценкам их около 30 тысяч, влились в канадское общество, и большинство их осело в Британской Колумбии.



Фото Центра духоборов:
Перед собранием в Кастлегар, Британская Колумбия, 1920-е г.г. На заднем плане - типичный деревенский дом духоборов. 

И все же, если не пожалеть времени и заглянуть поглубже, можно понять, что культурное наследие духоборов живо. 
В маленьких городках Кастлегар и Гранд Форкс в кафе с покрытыми виниловыми скатертями столиками подают борщ и пироги. 
Школьники щебечут по-русски, благодаря языковым программам в общественных школах. Много русских фамилий, таких как Давыдовы и Поповы, и половина, а иногда и больше, населения в некоторых районах имеет духоборские корни. 
Можно увидеть пожилых женщин в традиционных платках или, если вам повезет, услышать пение хора духоборов, капеллы, на русском языке. 
Весной этого года Кристин проехалась по лыжным курортам и поселкам горняков, от горячих источников в лесах до Нельсона, на удивление космополитичного центра района с названием Западный Кутенай. 
Городок с 10 тысячами населения имеет любовно сохраняемые строения 19 века, комфортабельные отели, хорошие рестораны и многокультурную атмосферу. 
В Кастлегаре она посетила Центр Духоборов. Это музей, который представляет собой воспроизведенную деревню духоборов, где можно увидеть, каковой была их жизнь в начале 19 века. 
Высокие кирпичные дома с узкими окнами и широкими верандами высятся на холме над рекой Колумбия. 
В каждом таком доме жила "расширенная" семья с дюжинами мужчин, женщин и детей. 
Для куратора музея, 70-летнего Ларри Ивашина, который трудится здесь уже 17 лет, музей - это связь с его духоборским прошлым. 
Он покажет вам традиционную кухню с печью из кирпича и глины, деревянный стол для простой еды, ряды маленьких спален наверху со сделанными вручную кроватями и стульями. Несколько рукодельных ковров, некоторые почти 100-летние, висят на стенах. 
Ковры были традиционными подарками для новобрачных.


Фото Центра Духоборов. Небольшой музей в Кастлегар, Британская Колумбия, дает представление, как члены религиозной русской группы жили в начале 1900-х на юго-востоке Британской Колумбии. 

В другом музейном доме - исторические фотографии, начиная с коммун духоборов 19 века из России и Грузии, их первых времен в Канаде и до настоящего времени. 
На одной из фотографий первых дней духоборов в канадских прериях, до переезда их в Британскую Колумбию - шеренга женщин в длинных платьях и платках, тянущая плуг по полю. Жизнь всегда была для духоборов суровой. 
Их имя означает "борцы духа". Они появились в России в 1700-х как отступники от Русской Православной церкви, отрекшиеся от церковной иерархии, ритуалов и моления иконам. 
Они избегали употребление мяса (многие и сейчас остаются вегетарианцами), алкоголя и курение. 
Те, кто обосновался в Британской Колумбии в начале 1900-х, работали на полях, на фабриках, производивших джемы, или на кирпичных фабриках, которые они основали около Кастлегара. Традиционно пренебрегали властью, церковной и государственной. 
Будучи пацифистами, отказывались служить в армии. 
Христианские службы проводились и проводятся просто и без священника. 
Духоборы поют псалмы, гимны и читают свои собственные молитвы за столом с хлебом, солью и водой, символизирующими самое простое в жизни.
"Духоборы верят, что дух Господа живёт в людях. Они не поклоняются иконам, они поклоняются друг другу," - сказал Ивашин. 
В поисках мирной и замкнутой жизни духоборы не избежали столкновений с внешним миром. Тысячи мужчин сожгли свое оружие во время антивоенных протестов в России в 1895 году, еще более накалив существовавшее напряжение, что в конечном счете привело к их массовому исходу в Канаду.
Лев Толстой морально поддержал духоборов и помог оплатить их переезд в Канаду. 
Памятник Толстому стоит у музея в Кастлегаре. 

Я провела небольшое исследование и на сайте http://feb-web.ru нашла такую информацию:
"В середине 90-х годов Л. Н. Толстой познакомился с духоборами. Сначала это знакомство было заочным — по переписке, а потом и личное. Толстой неоднократно встречался с руководителем общины П. В. Веригиным и другими духоборами. Он с волнением следил за трагическими событиями, происходившими в это время на Кавказе — за отказ от несения воинской службы духоборы жестоко преследовались правительством. В феврале 1897 года они наконец получили разрешение переселиться из России за границу и обратились к Толстому за помощью. «Переселение духоборов поглощает теперь все мое внимание», — сообщал он И. М. Трегубову. Толстой обратился с письмами к частным лицам и в русские и иностранные газеты, призывая оказать духоборам помощь выбором места для их переселения и «собиранием денежных средств для осуществления самого переселения». Сам же Толстой, уже отказавшись к этому времени от гонораров за публикацию своих сочинений, решает отступить от этого правила. Гонорар за роман «Воскресение», изданный в России и за границей, он передает в помощь духоборам. С неизменным восхищением он отзывался о духоборах, называя их «людьми 25 столетия». 

В Канаде духоборы нашли и мир, и преследование, и не избежали разногласий в своей же среде. 
Пётр Веригин (тот самый, что встречался со Львом Толстым), который возглавил их переезд в Британскую Колумбию в начале 19 века, погиб во время так и не раскрытого взрыва поезда около Кастлегара в 1924г. 
Он похоронен в нескольких милях от музея. 
Сыны Свободы, небольшая радикальная ветка духоборов, замелькала в заголовках газет в 1950-е и 1960-е годы. 
Они противились налогам, школьному обучению, частной собственности и государственной власти. 
Некоторые сожгли свои собственные дома и забросали бомбами дома основной ветви духоборов. 
Они маршировали нагишом, протестуя против материалистичной жизни. 
Интенсивные усилия по воссоединению помогли успокоить протесты к 1970-м годам, и сейчас духоборы продолжают процесс об'единения и сбережения наследия. 
В наши дни Центр Духоборов воспитывает культурную гордость с помощью своих экспозиций и мероприятий, включая выставки, фестивали и даже коммунальный сад. 
Местный гербалист Нетта Зеберофф создаёт сад, такой, как имели ее предки-духоборы, и делает традиционные травяные настойки. 
"Наследство сохраняется, - сказал Ивашин. -Пацифизм, здоровый образ жизни, экология - это всё идеи, о которых говорили духоборы на протяжение сотен лет. 
Теперь они важны, как никогда." 

Автор статьи, Кристин Джексон, приводит отличные источники (правда, на английском языке, но с фотографиями) информации о духоборах: www. usccdoukhobors.org и www. doukhobor.org 
В статье также дается интересная характеристика района Кутенай как культурного перекрёстка. 
Тысячи лет эта местность была домом для местных индейцев (которых канадцы индейцами не называют, а зовут их Первыми Народами). 
Индейцы жили вокруг озер и вдоль рек, виляющих среди крутых гор. 
В 1880-е годы сюда приехали белые поселенцы и золотоискатели, а затем китайские рабочие для строительства железных дорог. 
В начале 1900-х итальянцы стали ядром работающих в плавильнях, а затем прибыли русские духоборы после короткого пребывания в канадских прериях. 
В 1940-е тысячи канадских японцев насильно были переселены сюда с побережья Британской Колумбии и помещены в лагеря в Кутенае. 
В ходе Вьетнамской войны американские военнослужащие, отказывавшиеся воевать, обосновывались в местных лесах и жили в бывших домах духоборов в Нельсоне. 
Такой вот международный котел! 

Для написания поста использован источник: Кристин Джексон. Статья "Живая история. Наследие духоборов на юго-востоке Британской Колумбии", газета Сиэттл Таймс, 11 июля 2010г. Фотографии принадлежат Центру Духоборов и опубликованы в Сиэттл Таймс. 



Британская Колумбия на карте Канады: юго-западная провинция, граничащая со штатом Вашингтон.
Источник: http://www.canadamaps.info/canadamaps/politicalmap.asp

Если вам захочется узнать побольше о духоборах, на Интернете есть много сайтов с информацией о них.
****

***Перевод и комментарии: 2010 TatyanaS

10 комментариев:

  1. Ирина Х., Москва23/10/10

    Спасибо тебе еще раз! Ты за многих проделываешь такую большую работу: собираешь, компилируешь, печатаешь, душу вкладываешь!! Зато мы потом читаем, узнаем, радуемся!
    Про духоборов - очень интересно. Конечно мы тоже что-то о них знаем. И в связи с Л.Н.Толстым тоже, но ведь не делаем постов... Мо-ло-дец!

    ОтветитьУдалить
  2. Таня, спасибо огромное, очень интересно. Мне иногда даже кажется, что только вот в таких обществах и сохраняется какой-то русский дух (надеюсь, я не права). Недавно у нас вновь показали фильм о Бродском (как он в венеции рассказыввет обо всем), так вот он высказал мысль, которая и меня мучает - у нас все проблемы в том, что вся жизнь построена на неуважении людей. Ихменить это невозможно. Можно только найти сообщников и уехать в чужое пространство, а там, сбившись в общину плечом к плечу, оставаться людьми... Это не единственный путь, конечно.

    ОтветитьУдалить
  3. Танюш! Просто зачитываюсь твоими постами, настолько интересно, познавательно и всегда есть желание докопаться до самых глубин... Спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  4. Ириша, спасибо! Есть, есть у меня тяга к исследованиям. Так бы и сидела часами, копалась в материале, писала бы... Но - ограничиваю своё время у компьютера, затягивает это дело...
    Лена, спасибо! Ты великолепна в постановке таких сложных философских вопросов! Я, конечно, не философ, но если созрею, попробую проанализировать на своем бытовом уровне как мы, русские, отличаемся, скажем, от американцев. Все-таки годы прожиты здесь долгие, и наблюдения кое-какие уже накопились.
    Lora, ну какие слова! Прямо бальзам на мою душу. И щечки даже зарделись... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. Да, Танечка, читала, как называю, всем сердцем. И снова ощутила себя песчинкой и в Мире вообще, и в мире знаний в частности.
    Всё-таки вновь поклон маме с папой за воспитание не быть невеждами и не судить - не мерять всё "на свой аршин". Хотя много времени упущено по неосознанию и в вихре социалистического бытия, ещё есть шанс поболее удалиться от невежества, прочнее быть самой собой. Заодно и мозгу не ослабнуть.
    Спасибо тебе, Танечка, великое!

    ОтветитьУдалить
  6. Таня, огромное спасибо! Добрела только сегодня:) Все то семья, то работа:) Очень хорошая статья и очень интересные фотографии. Вопрос переселения такой сложный. Как и вопрос "уживания" вместе таких разных идей. Спасибо! Пойду смотреть на сапожок:) Слаба я к этому!

    ОтветитьУдалить
  7. Надо же как интересно! Спасибо!!!
    А вот интересно это не о них один из рассказов Акунина из "Нефритовых четок". Надо покопаться, освежить

    ОтветитьУдалить
  8. Не устаю удивляться: где-то, на другой стороне земного шара живут совсем такие же люди, как и мы: говорят по-русски, наверняка знают русскую историю.

    Или все-таки у нас с ними теперь больше разницы, чем, скажем, с современными французами?

    Ведь духоборы бережно хранят традиции старой Руси, а мы, наоборот, стремимся навстречу всему новому, спешим наверстать упущенное за годы изоляции от остального мира в СССР.

    ОтветитьУдалить
  9. Nataly T., Moscow1/11/10

    Очень понравились твои сюжеты о староверах и духоборах, вообще Аляска мне очень напоминает Сибирь.

    ОтветитьУдалить
  10. " ... Россия нас по свету разбросала... Россию мы по свету разнесли..." - силюсь вспомнить стихотворение американки, потомка русских эмигрантов в 4-ом покалении, выступавшей в нашем краеведческом музее. Какой силы была любовь к Родине у её предков, если без малого через столетие привела к порогу покинутого ими родного дома? Грустно... Население нашего края - 1 миллион человек. Было... Что покажет перепись населения этого года, мы узнаем к осени.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...