понедельник, 12 июля 2010 г.

Теневой сад селекционера хосты

Этот пост был написан автором  TatyanaS и первоначально опубликован в её блоге : 'Pelageya русская американка'. 
Как только я зашла в этот сад, сразу вспомнилась история о параллельном мире. Давно я ее читала и названия не помню. Суть в том, что шел человек по улице, увидел калиточку, открыл ее и попал в другой мир. В моем случае, и калиточки не было. Сад был за живой изгородью, у дороги. Если проезжать мимо, то и не увидишь, какое волшебное место кроется за ней. Я сделала несколько шагов и замерла. Честное слово, сразу поняла, что сад мне понравится.
*
 
На все фото надо кликнуть, чтобы они показались полностью.
*
 Прямо передо мной была аккуратно подстриженная лужайка, а за ней - арка. Она притягивала к себе внимание, как магнит притягивает железяку или как свет притягивает мотылька. Видите арочку? Вот вид покрупнее:
*
 
*
С левой стороны ее рос клематис, в полном цвете, а с правой - вьющаяся гортензия.
*
 
*
Огромные люпины, или вернее - люпин (это было одно растение), заставили меня остановиться. Думаю, это был самый большой люпин, который я когда-либо видела. Ну что, разве не орел? Орел, да еще какой многоголовый! Змей-Горыныч!
*
 
*
Высокие колумбины с огромными цветками тоже требовали внимания. Не преувеличиваю, цветки были очень впечатляющего размера. Видите хелеборус налево от колумбины? Он тоже был огромным!
 *
  *

*
Та арка, с клематисом и гортензией, стояла на краю довольно крутого склона. И на этом склоне я увидела волшебный теневой сад под высокими, огромными елями. На заднем плане лес стоял стеной. Вид был такой чудесный, что у меня захватило дыхание.
Лес имел различные оттенки зеленого цвета и смотрелся как огромная занавеска. Перед ней виднелся огромный пень, покрытый мхом, и три шаровидных садовых контейнера, которые Джим, хозяин сада, сделал сам. Он их увидел в другом саду, сказал сам себе "А мне слабо такие сделать?" и после проведенного "исследования", нескольких проб и попыток, сделал!
*
*
Эти три контейнера, на фото, были его первенцами. Они достаточно большие, хотя на фото такими не смотрятся. Стенки их очень тонкие, но прочные. Он покрыл их окисью железа (не сильна я в химии, может, неточно назвала состав), что мгновенно придало им ржавый, древний вид. Другую сферу, поменьше, я купила для своего сада, обещаю показать в одном из постов, уже с растениями.
*

*
Эти ступеньки, что выглядят каменными, Джим сделал с ходу - с лету после того, как очистил склон от плюща. Он покупал разорванные мешки с цементом, что продавались со скидкой, и использовал пластик для формы (модели). Еду, говорит, после игры в покер, проезжаю мимо магазина стройматериалов, куплю мешок, приеду домой, сделаю ступеньку. В другой раз - то же самое. Так и наделал их, сколько надо было.
Для растений поменьше он делает вот такие гипертуфы. Народ в них обычно сакуленты садит.
*
 
Photo by James King
*
Так, возвращаемся к лесу. Но сначала давайте обернемся. Чудесный вид, правда?
 *
 
*
 
*
Дикие цикламены, хелеборус, папоротники и сотни хост. Это было настоящее царство хосты.
 *
 
*
 
*
  *
Хосты были всех возможных видов, размеров и раскрасок. На предыдущем фото видны гибриды, выведенные Джимом, результаты многих лет работы. Некоторые из них будут использоваться и дальше в процессе создания новых сортов хосты.
 *
  *
На фото вверху - японский вид Hyuga Urajiro, с голубо-зелеными листьями. Джим рассказал, что использовал эту хосту в своей работе, но значительных результатов еще не получил. Гибридизация, по его словам, это нелегкий труд, и часто многое зависит от случая. Направо от "японца" - золотистая мини-хоста "Atom Smasher". Джим пояснил:" Это от Рона Ливингстона, ветерана гибридизации хост из Детройта, который был моим ментором. Я купил это растение у него в 2005 году и получил из него несколько хороших ростков. Это - первый из них, Sizzle. Рон увидел ее в 2007 году и посоветовал начать продвижение ее на рынок.
*
*
Клен на фото вверху был посажен в 1980 году, когда Джим в'ехал в этот дом. А садоводством он начал заниматься только в 1995 году. Сначала это была только лужайка. Клумбы стали появляться несколько лет спустя. Расчистив склон от плюща, Джим спросил свою знакомую, что же будет расти в тени. Ну, я бы посадила хосту, сказала она. А что это такое? - спросил Джим. Она поделилась с ними своими растениями. Стали вместе ходить по садовым магазинам, оранжереям. Но все началось с "Boyz at Naylor Creek" в Чимакуме, штат Вашингтон. Там он себя чувствовал как ребенок в кондитерском магазине. Ему хотелось каждую хосту из их 300-400 видов.
*
  *
А это тоже один из гибридов Джима. Ему три года.
*
  *
Кроме хосты, в саду Джима много всего другого. Сакуленты в гипертуфах, разнообразные травы, саксифраги, бамбук, эпимидиумы, хладостойкие фуксии. Я могла бы провести целый день в том саду!
*

*

*
На следующем фото - вьющаяся гортензия карабкается высоко-высоко. Это она еще не зацвела. Джим прислал мне ее фото в цвету, будет время - помещу.
*

*
Камни, вулканические камни, садовые "сферы" - все смотрится как органическая часть сада.
*

*

*
Последний взгляд на волшебный сад... Надеюсь, увижу его снова.
*

*
Этот пост я поместила на своем садовом блоге. Джим прочитал его, отзывы моих читателей на него и разослал его всем своим друзьям и покупателям в США, Голландии - тем, кто заинтересован в его новых хостах. Они видели его растения, но сад в целом увидели впервые. Так что я теперь - желанный гость в его саду. Приходи, говорит, Татьяна, выбирай любые растения. А недавно написал, чтобы приезжала за клубничным вареньем, которое они сварили из своей клубники. И клубника у них растет, и помидоры, и малина. Но на этом надо мне остановиться. Надеюсь, сад Джима вам понравился. Тень, тишина, настоящий лес, а в лесу - сад.
Да, самое главное забыла. Я все не могла понять, как можно гибридизировать хосту! А оказывается, они, селекционеры, ходят, как пчелки, с кисточкой от цветка к цветку (тех растений, что отобраны как чем-то отличившиеся), собирают пыльцу и.... ну вы поняли. И это только начало. Процесс мне, непрофессионалу, не описать правильно, поэтому и не буду заниматься не своим делом. Моим делом было показать вам сад.
***
***Copyright TatyanaS.
Photographs by TatyanaS. Text by TatyanaS with commentary from James King.

8 комментариев:

  1. Зоя М., Москва13/7/10

    Хосты люблю за согласие с затененностью. Потому что в моем садике столько яблонь, что неба не видать. Меня это бесит, но муж не дает спиливать. Буду и дальше размножать одну и ту же хосту. А может попробовать тоже заделаться мичуринцем. Это ведь очень увлекательно! Спасибо за наводку.

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Х., Москва13/7/10

    Прекрасный сад! Столько труда, вкуса, фантазии.. Снимаем шляпу перед твоим новым знакомым Джимом! И ты тоже не подкачала. Поработала, продвинула его сад. Теперь о нем узнают многие! Молодец, Танюшка!

    ОтветитьУдалить
  3. Лера13/7/10

    Привет!
    Прекрасные фотографии и описание.
    А как ты попала в этот сад?
    Удачи!

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, чудесный сад - правда!!! Все фотографии захватывали и внимание, и дух. На последней (действительно, будто оглянувшись) мне вся красота фейерверком отсолютовала, и уважение такое в сердце к рукотворному чуду, и грустинка одновременно присоседилась, и стремление возникло возвыситься в своей жизни над суетой сует.
    Огромнейшая, Танечка, тебе благодарность за рассказ - душевный такой, за фотокадры, украсившие моё настроение и действительность в целом; какое огромное, доброе и важное дело ты делаешь своим увлечением, и талантом.

    ОтветитьУдалить
  5. Прямо райский сад у Джима)Лес-сад это моя мечта) У нас бабулечки и дедулички тоже занимаются селекцией, ну не проффессионально конечно, но плоды собирают)К сожалению повозиться в саду не всем по карману и времени нет, потому обычно все это доступно только на пенсии)

    ОтветитьУдалить
  6. не сад а просто мечта, спасибо за такую прекрасную экскурсию

    ОтветитьУдалить
  7. Джим - волшебник! Снимаю шляпу!
    Сейчас отправлю ссылку своей подруге, у которой тоже чудесный теневой сад в Бельгии.
    Спасибо за репортаж! И фотографии просто отличные!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо вам всем! Передам комплименты Джиму, он будет рад!

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли на огонёк и решили написать отзыв! Когда в Европе утро, у нас - вечер. Поэтому, если не ответила на Ваш комментарий, значит, сплю! Проснусь - отвечу обязательно! Анонимные отклики, пожалуйста, не оставляйте!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...